proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[18/04/2022]     Грани времени, даты, события, люди

Н.Я. Щербина, капитан 1 ранга, д.т.н., 1981-1987 гг. – заместитель начальника ЭМС объединения  ПЛА СФ по ЯЭУ

Освоение  Мирового Океана во все времена способствовало росту научно-технического прогресса практически во всех сферах человеческой деятельности. Мускульная сила, парус,  паровой котел, паровая и газовая турбина, дизельная, ядерная и другие виды энергетических установок, для обеспечения хода, материалы, металлы, испытанные  океанской средой  двигали науку и производство как никакая иная сила исследования вселенной.



К 70-летию принятия решения о строительстве первой ПЛА в СССР. В память о тех, кто создавал,  совершенствовал и осваивал технику в золотой период атомного кораблестроения

Научно-технический прогресс в этой области оплачен высокой ценой жизни многих  из-за желания попасть за горизонт, познать тайны глубин и бескрайних просторов планеты Земля, три четверти поверхности  которой – водная стихия. У каждого века свои особые грани времени. Вторая половина ХХ века ознаменована золотым периодом атомного кораблестроения, которая вряд ли когда-либо так бурно повторится в истории нашей страны и человечества. Общая численность в мире водных транспортных средств с ЯЭУ (ПЛА, НК и судов с ЯЭУ) к завершению ХХ - началу ХХI  в. превысила  более 500 единиц. Это тысячи ядерных реакторов разных типов и поколений  с их достоинствами и недостатками. Недостатки – это повышенный уровень экологической, радиационной и др. опасности для человека  и окружающей среды, нарушение установившегося веками равновесного баланса в природе. 

В истории ХХ столетия свои грани: в общественной жизни - революции и войны, в науке познаний – космос и атом, положивший начало атомной эпопеи, в т.ч. и подводной. В апреле 1957 г. на Севмаше спущена первая советская атомная подводная лодка «К-3».  За два-три года до этого события со строжайшим соблюдением секретности была начата переподготовка  специалистов на базе АЭС в г. Обнинске и в созданном там Учебном центре ВМФ. Для освоении энергии атома в декабре 1957 г. начал функционировать  факультет ядерных энергетических установок (ЯЭУ) Высшего Военно-морского инженерного училища им. Ф.Э. Дзержинского, осуществив летом этого года первый набор курсантов, в составе  которого со своим будущим определился автор настоящей статьи.

Создание первой атомной подводной лодки было инициировано учеными и конструкторами, работавшими над реализацией «Атомного проекта» в СССР. Общее руководство всеми работами по «Атомному проекту» осуществлялось Специальным комитетом при Государственном Комитете Обороны СССР. Непосредственное руководство научно-исследовательскими, проектными, конструкторскими организациями и промышленными предприятиями, привлеченными к работам, по проекту осуществлялось Первым Главным управлением (ПГУ) при СНК (СМ) СССР (подчиненным Спецкомитету) , образованному постановлением ГКО от 20 августа 1945 г.

Одной из задач, возложенных на Спецкомитет, было руководство строительством атомной энергетической установки. Возглавляемый Б.Л.Ванниковым Технический совет Спецкомитета был призван рассматривать проекты таких установок, привлекая для проведения НИР видных ученых А.И.Алиханова, А.Ф.Иоффе, И.К.Кикоина, И.В.Курчатова, Ю.Б.Харитона и др.

В апреле 1946 г. президент АН СССР С.И.Вавилов подготовил предложения в ПГУ о развертывании широких исследований по использованию ядерной энергии в разных областях науки и техники. Академией наук СССР и ПГУ был подготовлен проект постановления правительства, который С.И. Вавиловым, Б.Л. Ванниковым, М.Г. Первухиным и И.В. Курчатовым был доложен главе Спецкомитета.  В проекте предусматривались проработки "путей использования ядерных реакций для энергетических установок", что должно было быть осуществлено Институтом химической физики, Лабораториями №2 и №3 АН СССР, ЦКТИ и другими компетентными организациями.

В декабре 1946 г. вышло соответствующее распоряжение СМ СССР. В марте 1947 г. с участием  И.В.Курчатова, Н.Н.Семенова, А.Л.Завенягина, В.А.Малышева и др. вопросы "использования тепла ядерных реакций в энергосиловых установках"  рассмотрены на НТС ПГУ. Принято решение приступить к научно-исследовательским работам по атомным энергосиловым установкам применительно  к кораблям, самолетам, электростанциям и пр. Научное руководство возлагалось на членов Совета И.В. Курчатова, А.И. Алиханова и Н.Н. Семенова. В вопросе ускорения создания корабельных установок сыграло важную роль то обстоятельство, что в зарубежной печати уже были сообщения о начале таких работ в США и об организации там в 1946 г. соответствующего научно-исследовательского управления.

Утвержденный Советом Министров СССР план научно-исследовательских работ на 1948 г. предусматривал разработку проектных заданий по нескольким типам реакторов на обогащенном уране. Разработка заданий должна была осуществляться Лабораторией измерительных приборов (ЛИП) и Институтом физических проблем АН СССР, НИИХИММАШем с привлечением ОКБ "Гидропресс", ГСПИ-11, ОКБ-12 и др.

В 1950-1951 гг.  в ИФП АН СССР под руководством А.П.Александрова выполняется работа по определению возможности (в первую очередь, по массогабаритным характеристикам) размещения ядерной установки на подводной лодке.

Предлагалась по современной классификации двухконтурная паропроизводящая установка с реактором, охлаждаемым гелием, тепловой мощностью 40 МВт. По оценкам авторов, реакторная установка весила 360 т и «вписывалась» в подводную лодку с диаметром прочного корпуса 6,6 м.На основе проработок и выполненных в ЛИП АН СССР физических и тепловых расчетов в 1952 г. было сформировано техническое задание на проектирование ЯЭУ с ВВР, работающей на гребной винт, с двумя автономными турбогенераторами. Уточнились основные параметры ППУ: давление воды в первом контуре — 160 кгс/см2, температура ее на выходе из реактора — 330°С, во втором контуре давление пара — 31 кгс/см2, температура — 310°С. Оценки показывали, что масса установки составит 650 т при массе биологической защиты 370 т. В  ноябре 1952 г. по результатам предварительных проработок были выпущены материалы (в форме ТЗ) по энергоустановке с водо-водяным реактором.

Проработки ЯЭУ для подводной лодки с использованием реактора на промежуточных нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем осущест­влялись в эти же годы группой сотрудников Лаборатории "В", руководимой А.И.Лейпунским, вместе с конструкторами ОКБ "Гидропресс" во главе с Б.М. Шолковичем.

Другая группа сотрудников Лаборатории "В" во главе с Д.И. Блохинцевым прорабатывала схему канального охлаждаемого водой реактора, но с более эффективным, чем графит, бериллиевым замедлителем и отражателем из окиси бериллия, что позволяло уменьшить размеры реактора. Данная схема была впоследствии использована (под индексом "БМ") наряду со схемой водо-водяного реактора (индекс "ВМ") на этапах предэскизного и эскизного проектирования ППУ первой ПЛА.

По поручению Спецкомитета соответствующий проект постановления вносится И.В. Курчатовым и Б.Л. Ванниковым на рассмотрение в правительство. 16 мая и 29 июля 1950 г. выходят Постановления СМ СССР о научно-исследовательских, проектных и экспериментальных работах по использованию атомной энергии.

Руководство этими работами возлагается на ПГУ. Директор НИИХИММАШа (в последствии НИИ-8, затем НИКИЭТ) Н.А. Доллежаль назначается руководителем разработок новых типов энергетических и силовых атомных установок, а Д.И. Блохинцев — его заместителем по физическим вопросам. В июле 1954 г. удалось создать и ввести в действие установку AM на первой в мире АЭС в г. Обнинск.

В 1951 г. А.П.Александров и Н.А.Доллежаль направляют предложения высшему командованию ВМФ, но не находят поддержки. Ситуация коренным образом меняется с приходом В.А.Малышева (заместителя председателя СМ СССР и одновременно Министра судостроительной промышленности) к руководству атомными делами страны. Повторное обращение И.В.Курчатова, А.П.Александрова и Н.А.Доллежаля в правительство (1952 г.) В.А.Малышевым было поддержано.

9 сентября 1952 г. за подписью И.В.Сталина выходит Постановление СМ СССР о проектировании и строительстве объекта № 627 – первой в СССР атомной подводной лодки. Первая транспортная ЯЭУ создавалась в сжатые сроки при ограниченных общих знаниях в атомной энергетике и практически неизвестных ученым корабельных особенностях.

В конце сентября 1952 г. утверждается техническое задание на ядерную энергетическую установку. ЯЭУ - это 2 реактора типа ВМ-А мощностью по 70 МВт для выработки пара по 90 т/час, 2 паротурбинных установки (ПТУ) мощностью по 14,3 МВт (из которых 12,84 МВт направлялись на гребные винты, а 1,46 МВт - на привод навешенных электрогенераторов), энергозапас активной зоны реактора должен обеспечивать его работу на полной мощности в течение не менее 1500 ч, а ресурс всего оборудования ЯЭУ при её работе должен составлять не менее 4500 ч.

Научным центром по разработке корабельной ЯЭУ утверждается Лаборатория измерительных приборов Академии наук СССР (затем ИАЭ им. И.В.Курчатова) во главе с И.В.Курчатовым и А.П.Александровым. В последующем научным руководителем ряда проектов ЯЭУ с ВВРД ПЛА трех поколений являлся академик А.П.Александров,  заместителем - Г.А.Гладков.

Важным этапом в ходе разработки ЯЭУ стало создание наземного натурного стенда на территории ФЭИ в г. Обнинске. В марте 1954 г. был утверждён технический проект реакторных установок для ЯЭУ стенда 27/ВМ и для подводной лодки. В январе 1955 г. межведомственной комиссией был принят деревянный макет реакторного отсека с размещением всего оборудования паропроизводящей установки и получено разрешение на монтаж действующего оборудования на стенде 27/ВМ и в отсеках строящейся ПЛА.

Выступая на митинге в феврале 1956 г., посвящённом вводу стенда в работу, В.А.Малышев сказал: "В Правительстве данный стенд рассматривается более важным событием, чем строительство Братской ГЭС, так как в стране предстоит постройка большой серии атомных подводных лодок".

8 марта 1956 г. на стенде ЯЭУ 27/ВМ под руководством академика А.П. Александрова был успешно осуществлён пуск активной зоны первого корабельного ядерного реактора для подводной лодки, а в начале апреля был получен первый пар. В спешке не всё шло так гладко, были  аварийные остановки, выход из строя оборудования, разгерметизация первого контура, пережог твэлов от нарушения теплоотвода, течи парогенераторов. Всё это требовало доработки, а иногда и серьёзных конструктивных изменений. Тем не менее, последовало резюме: "Реакторная установка ВМ-А органических принципиальных  пороков или неподдающихся устранению недостатков в конструкциях оборудования и систем не содержит", начать серийное производство ЯЭУ типа ВМ-А для ПЛА 1-го поколения: пр.627А, 658, 659 и 675. Разработанный проект петлевой реакторной установки ВМ-А и созданные конструкции основного оборудования для этой установки были для того времени во многом оригинальными и новаторскими в кораблестроении.

Представляет  интерес сопоставить показатели установки ВМ-А на ПЛА пр.627 с показателями первой американской установки S2W на ПЛА "Nautilus". Наиболее характерные показатели и конструкционные особенности основного оборудования этих установок представлены в табл. 1.

Табл. 1. Наиболее характерные показатели и конструкционные особенности основного оборудования ПЛА пр.627 и ПЛА "Nautilus".

№ п/п

Показатель установки

Установка ВМ-А ПЛА

пр. 627

Установка S2W ПЛА "Nautilus"

1

Размеры реакторного отсека: (длина х диаметр), объём

(12,4м х 6,8м),

450 м3

(11м х 8,5м),

625 м3

2

Количество ЯРУ на ПЛ х тепловая мощность ЯР

2 х 70 МВт

1 х 60 МВт

3

Принципиальная схема ППУ

На 1 ЯР 1 ГЦНПК, 1 ВЦНПК и 8 камерный ПГ из 4-х секций

На 1 ЯР 2 ЦНПК и 1 ПГ

4

Расход и параметры теплоносителя

500 м3/час, Р=200ат,

tвх=222оС, tвых=336оС, 

1100 м3/час, Р=140ат,

tвх=230оС, tвых=260оС, 

5

Активная зона реактора

Двухходовая (центральных и периферийных ТВС), твэл стержневые или кольцевые, единый компенсирующий орган (решётка) из стальных листов

Одноходовая, твэл пластинчатые, крестообразные компенсирующие

 стержни между ТВС

6

Насосы системы первого контура

ГЦНПК и ВЦНПК вертикальные, бессальниковые с водяной смазкой подшипников

Горизонтальные, с сальниковыми уплотнениями

7

Тип и конструкция парогенератора

Прямоточный, 4х секционный с генерацией перегретого пара

Обычный, с генерацией насыщенного пара и сепаратором пара

8

Компенсация объёма температурного расширения теплоносителя первого контура

Газовая от баллонов ГВД, баллонная, связанная с первым контуром

Паровая с электрогрелками и струйными охладителями в компенсирующей ёмкости

9

Энергозапас активной зоны реактора (первая загрузка)

105000 МВт . ч

180000 МВт . ч

10

Масса оборудования, фундаментов, металлоконструкций, биологической защиты и теплоносителей реакторных установок в реакторном отсеке

570 т

>700 т

Из табл. 1 видно, что установка ВМ-А по своей схеме и конструкторским решениям отличается от S2W, причём по таким показателям как мощность, массогабаритные характеристики и экономичность - значительно превосходит последнюю.

"На корабле впервые получен пар без угля и мазута"

В первую неделю  сентября 1957 г. в ядерные реакторы ПЛА «К-3» была осуществлена загрузка активных  зон,  а уже 13-14 сентября состоялись физические пуски реакторов.

19 апреля 1958 г. ЯЭУ левого борта и 18 мая  ЯЭУ правого борта были выведены в турбогенераторный режим (ТГ-режим), соответствующий 18% мощности, и в вахтенном журнале ПЛА была сделана запись: "На корабле впервые получен пар без угля и мазута".

Рис.1. Ядерный реактор ЯЭУ первого поколения и первенец атомного флота ПЛА «К-3» (пр. 627)

С 3 июля по 1 декабря 1958 г. проведены ходовые, а затем государственные испытания. По итогам Государственных ходовых испытаний первой атомной подводной лодки в акте Правительственной комиссии, подписанным 17 декабря 1958 г., был сделан следующий вывод: "Проектированием, постройкой и испытаниями опытной ПЛА пр. 627 разрешена проблема создания компактной ЯЭУ большой мощности для отечественных подводных лодок, и это считается крупнейшим достижением подводного кораблестроения".

По разным причинам первая ПЛА была передана в состав ВМФ только 16 июля 1959 г. Первые годы эксплуатации ЯЭУ типа ВМ-А на опытной  ПЛА «К-3», головных ПЛА первого поколения и первых серийных, можно, без преувеличения, представить как непрерывную борьбу за их живучесть в техническом и радиационном плане. Это была  непомерная плата за то, что ЯЭУ не  прошла полноценные стендовые проверки и испытания,  прежде чем их устанавливать на ПЛА. Вина или беда - беспокойное время, которое мы не выбираем.

110 установок типа ВМ-А. установленные на 55 ПЛА первого поколения, на части из которых их пришлось менять полностью после радиационных аварий, при всех их недостатках проработали от 20 до 30 лет, послужив драгоценным опытом для науки и производства.

Труднее всего тем, кто идет впереди

Ими были: главный конструктор ПЛА «К-3» пр. 627 (13 единиц) капитан 1 ранга В.Н.Перегудов, выпускник ВВМИУ 1926 г. - руководитель СКБ-143 (теперь СПМБМ «Малахит»), научный руководитель - А.П.Александров; главный конструктор ГЭУ ПЛА - П.Д.Дегтярев и коллективы сотен предприятий страны, причастных к этому великому делу.

ЯЭУ типа ВМ-А установлены на 8 ПЛА пр. 658, главный конструктор С.Н.Ковалев, на 29 ПЛА  пр.  675 и 5 ПЛА пр. 659, главный конструктор П.П.Пустынцев   (руководитель бюро  ЦКБ МТ «Рубин»).

Параллельно со строительством опытной ПЛА «К-3» и др. проводилась подготовка специалистов для экипажей в УЦ ВМФ г. Обнинск и на базе созданных специально для этих целей в ОКБ-2 под руководством И.И. Африкантова и в ОКБ «Гидропресс» под руководством Б.М. Шолковича  наземных прототипов корабельных ядерных энергетических установок 27ВМ и 27ВТ, размещенных при Первой в мире АЭС.

К первому поколению атомных подводных лодок следует отнести две другие опытные ПЛА пр. 645 и 661,  построенные позже в 1963 и 1970 гг. (бюро-проектант СПМБМ «Малахит»).

Первая из них, ПЛА пр. 645  имела ГЭУ в составе 2-х ППУ с жидкометаллическим теплоносителем в реакторе типа ВТ-1 суммарной мощностью ~150 МВт, 2-х ГТЗА и 2-х АТГ, основной род тока – постоянный. Главный конструктор проекта - А.К.Назаров, научный руководитель ЯЭУ - академик Академии наук УССР А.И.Лейпунский, бюро проектант ПЛА - СПМБМ «Малахит», ППУ - ОКБ «Гидропресс».

Вторая ПЛА пр. 661 была оснащена двумя паро-производящими установками типа В-5Р с ВВР, спроектированным ведущим руководителем Н.А. Доллежалем. Мощные ППУ этой ПЛА позволили ей стать чемпионом подводной скорости в 44,7 узла, непревзойденной до настоящего времени. ПЛА имела корпус из титанового сплава. Главный конструктор проекта - академик Академии наук СССР Н.Н. Исанин.

 Академик Н.Н.Исанин и его  ПЛА пр. 661

Темпы строительства ПЛА поражают размахом и мощью судостроения СССР, что представлено данными табл. 2. Без всякого преувеличения это был  золотой период атомного кораблестроения второй половины ХХ в.

Табл. 2.  Темпы строительства атомных подводных лодок

Годы

1956–1965

1966–1975

1976–1985

1986–1995

1996–2005

Количество ПЛА

44

96

65

37

7

Единиц/год

4,4

9,6

6,5

3,7

0,7

Первое поколение ПЛА пр. 627, 627а, 658 и 675 с ЯЭУ типа ВМ-А с ВВРД прошло опытную эксплуатацию в составе  первого объединения ПЛА ВМФ, образованного в июле 1961 г. С декабря  1967 г. началось  пополнение объединения ПЛА второго поколения пр. 670, 671 с ЯЭУ типа ОК-350, ОК-300 с ВВРД; ПЛА пр. 705 и 705К, ЯЭУ с ЖМТ типа ОК-500 и БМ-40А  с непомерным ростом численного состава до полусотни единиц. Это были годы, когда атомный подводный флот Отечества достиг своего апогея. Объединение, его люди стали настоящей кузницей кадров атомного подводного флота ВМФ.

Перестроечное время в жизни страны привело к тому, что к 1 января 2003 г. ~200 из 250  ПЛА были выведены из боевого состава ВМФ и к настоящему времени утилизированы. В наследство будущим поколениям остались лишь  их реакторные блоки, подлежащие  хранению  в ближайшие 100-300 лет,  для естественного распада накопленной активности,  прежде чем запустить металл в промышленный оборот.

Тем, кто покорял с их помощью водные просторы и глубины, остались воспоминания о чрезмерном напряжении всего и вся в различных точках Мирового Океана. То было время, когда эти корабли и люди, как некий живой и очень сложный организм, были единым и неделимым целым.

 

Освоение корабельных ядерных энергетических установок

Через опыт к истине…

Освоение атомных подводных лодок – процесс сложный и многообразный. Во-первых, это приемка кораблей от судостроительных заводов-строителей. Во-вторых, последующие испытания их по прямому назначению в полигонах боевой подготовки флота при отработке курсовых задач, в процессе состязательных стрельб, флотских учений, испытаний длительным плаванием в разных климатических зонах Мирового океана при непременном условии совершенствования тактики использования. Тактико-технические характеристики ПЛА первого поколения представлены в табл. 3.

Табл.  3.  Тактико-технические характеристики ПЛА первого поколения

Наименование ПЛА

Ракетные

Многоцелевые
(торпедные)

с баллистическими ракетами

с крылатыми ракетами

Проект ПЛА

658/658 М

675

661

627/627a

Год сдачи головного корабля

1960/63

1963

1969

1958

Количество кораблей

8/6

15  из 29

1

1/12

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

 

надводное

4030

4500

5197

3101

подводное

5300

5760

8000

4069

Скорость хода, уз:

 

 

 

 

15

 

надводного

18

14

19

подводного

26

29

44,7

30

ППУ

ВМ-А

ВМ-А

В-5Р

ВМ-А

Мощность ЯР, МВт

ВВР 2 ´ 70

ВВР 2 ´ 70

ВВР 2 ´ 177

ВВР 2 ´ 70

Мощность полного хода под ГТЗА на ПХ, тыс. л.с.

35

35

80

35

Высшая форма проверки сил флота и освоения ПЛА – выполнение ими безаварийно задач в море от Арктики до экваториальных широт. Международная обстановка потребовала обеспечить их присутствие в Средиземном море и в других стратегически важных районах Мирового океана. Подводниками ПЛА проектов первого поколения были освоены трансарктические и трансокеанские маршруты, испытаны техника и вооружение в сложнейших условиях подо льдами Арктики и в не менее суровых экваториальных широтах.

Опыт освоения ЯЭУ ПЛА первого поколения позволил вскрыть ряд присущих им существенных недостатков. Это, в первую очередь, низкая надежность парогенераторов ядерных энергетических установок, другого основного оборудования ЯЭУ, неудовлетворительное качество водоподготовки контуров и пр., что стало причиной ряда серьезных аварий с распространением радиации, облучением персонала.  В целом в процессе эксплуатации ЯЭУ ПЛА в ВМФ зафиксировано ~500 аварий с распространением радиоактивности и частичным поражением личного состава,  около двух десятков - с поражением всего экипажа, в отдельных случаях с летальным исходом. Такова плата  за спешку в освоении  достижений научно-технического прогресса только по ЯЭУ.

Не на должной высоте оказались конструктивные средства обеспечения живучести первых ПЛА. Пожар на «К-3» в сентябре 1967 г. с потерей 39 членов экипажа стал суровым предостережением о том, что средства обеспечения живучести на атомных подводных лодках требуют совершенствования. Это же подтвердила и катастрофа «К-8» в Бискайском заливе в апреле 1970 г., унесшая 52 человеческие жизни.

В этой связи были приняты срочные меры по совершенствованию средств пожаротушения (модернизирована система ВПЛ, установлены системы «лодочные объемные химические» (ЛОХ), заменена горючая жидкость в системах гидравлики на негорючую и пр.).

 

Первопроходцы подводники

Значительная роль в успешном освоении первых ПЛА первого поколения по праву принадлежит многим канувшим в Лету первопроходцам: командирам, командирам боевых частей, начальникам служб, офицерам, мичманам, старшинам и матросам,  пришедшим  с послевоенных дизельных подводных лодок, пройдя там суровую школу морской выучки – школу подготовки настоящих подводников-профес­сионалов. Командир первой атомной подводной лодки «К-3» пр. 627 Леонид Гаврилович Осипенко, первые командиры серийных корпусов ПЛА пр. 627А: В.С.Салов, В.П.Шумаков, Б.К.Марин, В.П.Рыков, В.Н.Чернавин, Ю.Н. Калашников, Г.А.Слюсарев, Ю.А.Сысоев, И.Р.Дубяга, В.С.Синев, И.И.Панов, Г.Г.Костев, О.Б.Комаров; ПЛА пр. 658: Н.В.Затеев, В.В Юшков, В.И. Зверев, В.Л. Березовский, Ф.А. Митрофанов, А.И. Гришечкин, Б.И. Громов, А.П. Михайловский; ПЛА пр. 675: В.М. Сивков, А.Н. Кравченко, В.А. Панов,  Н.А. Шашков, В.С. Каравашкин. И.И. Карачев,  В.И. Дудин, Е.А. Курдасов, В.Н. Поникаровский, Э.Г. Бульон,  Н.А. Шумков. В.Т. Виноградов, А.Г. Захаров, П.Ф. Шаров, В.П. Шеховцов, Л.А. Щеглов – подводники, часть из которых познала опыт боевых действий. Многие из них выросли до адмиральских званий, стали Героями Советского Союза.

Большая ответственность по обеспечению  безаварийной эксплуатации ЯЭУ первого поколения возлагалась на электромеханические службы флотилии и дивизий,  на электромеханические боевые части ПЛА, их командиров и подчиненных. Командиры БЧ-5 первопроходцы: Борис Акулов, Иван Морозов, Рюрик Тимофеев, Владислав Зарембовский, Анатолий Котяш, Владимир Борисов, Борис Гапешко,  Николай Бисовка, Виталий Зайцев, Григорий Полусмяк, Борис Сташевич, Павел Дорожинский, Веномин Полянский и многие другие, а их сотни,  порой ценой своей жизни и здоровья обеспечивали эксплуатацию ЯЭУ, вносили свой вклад в их совершенствование.

Благодаря выявленным в ходе интенсивной эксплуатации ЯЭУ ПЛА первого поколения недостаткам представилась  возможность учесть их в дальнейшем.  ЯЭУ второго поколения  типа ОК-300,  ОК-350 и ОК-700 ПЛА пр. 671 (главный конструктор СПМБМ «Малахит» Г.Н.Чернышев), пр. 670 (главный конструктор ЦКБ «Лазурит»  В.П. Воробьев),  пр. 667   (главный конструктор ЦКБ МТ «Рубин»    С.Н. Ковалев) и их модификаций стали более совершенными,  взвешенно автоматизированными и менее аварийными.


Тактико-технические характеристики ПЛА второго поколения представлены в табл. 4.

Табл. 4. Тактико-технические характеристики ПЛА второго поколения с крылатыми ракетами и многоцелевые

Наименование ПЛА

Ракетные

Многоцелевые

С КР

торпедные

торпедо -ракетные

торпедные

Проект ПЛА

670

670М

671

671РТ

671РТМ

705/705К

Год сдачи головного корабля

1967

1973

1967

1972

1977

1970

Количество кораблей

11

6

15

7

15 из 26

4/3

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

 

надводное

3624

3500

3500

4673

6990

2300

подводное

5000

4870

4870

7190

7250

3100

Скорость хода, уз:

 

 

 

 

 

 

 

надводного

10

33,5

11,5

11,7

11,6

14,0

подводного

26

33,5

31,7

31,7

31

41,0

ППУ

ОК-350

ОК-350

ОК-300

ОК-550/БМ-40А

Мощность ЯР, МВт

89,2

89,2

2 ´ 72

150

Мощность ГТЗА на полном ходу, л.с.

ГТЗА-631
15 000

18 800

ГТЗА-615  31

ОК-7К  40

Блочные ППУ с ВВРД типа ОК-300, ОК-350 для ПЛА второго поколения были спроектированы в ОКБ «Африкантов». Многие годы ~150 ПЛА с ППУ второго поколения находились в боевой эксплуатации, подтвердив высокую надежность ядерных энергетических установок.


Лодки-полуавтоматы с ЯЭУ с ЖМТ

Кроме ПЛА ЯЭУ с ВВРД ВМФ полнился скоростными и маневренными ПЛА пр. 705 и 705К с ЯЭУ с ЖМТ (главный конструктор Михаил Георгиевич Русанов, бюро-проектант СПМБМ «Малахит»), ПЛА своими качествами, удивлявшими вероятного противника.

Лодки-полуавтоматы с ЯЭУ типа ОК-550  и БМ-40А, бюро проектанты ОКБМ и «Гидропресс» соответственно, где в качестве теплоносителя использовался жидкий металл, требовали пристального внимания. Командиры этих кораблей хорошо поработали над вопросами совершенствования тактики использования этих уникальных атомоходов, инженеры-механики – над вопросами обеспечения безаварийной эксплуатации ЯЭУ. К сожалению, «корабли будущего», как часто говорили о подлодках пр. 705, 705К, оказались в полной зависимости от качества техники, инфраструктуры берегового обслуживания, и от менталитета обслуживающего персонала. И то, и другое, и третье шло с некоторым отставанием от НТП. Век этих ПЛА оказался непродолжительным, около двух десятилетий.

Головная ПЛА пр. 705 «К-64» прибыла на флот в декабре 1971 г. с  только одной исправной из трех петель теплообмена в ЯЭУ с ЖМТ типа ОК-550. В августе 1972 г.  «К-64» была выведена из действия, сплав в единственной остававшейся в строю петле был «заморожен», лодка разделана. Полугодовой опыт использования ее в составе действующего соединения позволил оценить всю сложность ее эксплуатации.

На головной ПЛА пр. 705К с ЯЭУ типа БМ-40А потребовалась замена реакторного отсека из-за аварии ЯЭУ через пять лет эксплуатации -  в апреле 1982 г. Опыт эксплуатации ПЛА потребовал совершенствовании ЯЭУ с ЖМТ, береговой инфраструктуры, подготовки экипажей и пр.

 

ПЛА второго и третьего поколений

Не без трудностей осваивалось подледное плавание ПЛА второго поколения из-за развитости кормовых стабилизаторов и наличия только одной главной линии вала с далеко вынесенным за корму гребным винтом. Очень трудными были боевые службы в зоне Индийского океана. Установленные на лодках отдельные агрегаты и устройства не предназначались для работы в условиях высокой температуры забортной воды. Высокая температура, повышенная влажность в отсеках, перегрев механизмов представляли собой постоянную угрозу возникновения аварийных ситуаций, превращая службу подводников в непрерывную борьбу за живучесть.

И третье поколение ПЛА не миновало Первое объединение, пополнив его в конце декабря 1980 г. ПЛА «Гранит» пр. 949. Главному конструктору П.П. Пустынцеву не удалось увидеть свое детище в окончательном виде. В 1977 г. на этом посту в  ранге главного конструктора его сменил Игорь Леонидович Баранов.

Технические характеристики корабля были просто блестящими. Увеличена мощность главной энергетической установки вдвое, глубина погружения - в полтора раза, применены новые принципы комплексных систем управления, радикально улучшены характеристики физических полей, стали более комфортными условия обитания и пр. Однако это не исключало наличия у нее  ряда нерешенных вопросов,  для доведения которых до ума требовалось время, ресурс и пр.

Запись   в записной книжке автора от 15 мая 1984 г.: «В море, в зоне отдыха на «Граните» вместе с нами проходят испытания, не иначе как на выживание: амадины японские – 02 шт., щеглы – 03 шт., чижики – 03 и 2 чечетки. В аквариуме: неоны, меченосцы, гуппи и барбусы  суматранские. Невольно возникает вопрос, а им-то, зачем такие испытания?»

Трагедия  однотипной ПЛА «Курск» в августе 2000 г., приведшая к гибели всего экипажа в составе 118 подводников, - самая печальная страница в истории атомного подводного флота России, на которую нет ответа и двадцать лет спустя. Разговоры… Домыслы… Версии одна другой круче…

За «Гранитом» последовала - тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН) – пр. 941, бюро проектант ЦКБ МТ «Рубин», главный конструктор  С.Н. Ковалев. До «Акулы» им была спроектирована длинная серия (около 100 единиц) ракетоносцев стратегического назначения первого и второго поколения (пр. 658, 667 и их модификации соответственно).

 

Академик РАН С.Н. Ковалев

 

«Акула» - оригинальный проект ПЛА с габаритами, поражающими воображение не только простого смертного, но и специалистов-профессионалов кораблестроения. То была вынужденная мера выбора именно такого архитектурного облика ПЛА из-за ракетного комплекса, по словам С.Н. Ковалева: «…состоялась победа научно-технического прогресса над здравым смыслом». На рис. 2. представлен  ТК пр. 941 в разрезе.

 

Рис. 2.  Тяжелый крейсер пр. 941 в разрезе

В специальном конкурсе по созданию лодки ударной  «Барракуды» - ПЛА третьего поколения победу одержало ЦКБ «Лазурит». Главный конструктор ЦКБ «Лазурит» Н.И. Кваша. Спуск на воду ПЛА состоялся 29 июля 1983 г., а сдача ВМФ произошла через год 29 сентября 1984 г.

 

ПЛА «Плавник»

Трагичной оказалась судьба единственной в мире глубоководной боевой ПЛА «Плавник»,  впоследствии «Комсомолец», бюро-проектант ЦКБ МТ «Рубин». На начальном этапе главный конструктор ПЛА пр. 685 начальник ЦКБ МТ "Рубин" П.П.Пустынцев, затем Николай Андреевич Климов. Завершали строительство и испытания в ранге главного конструктора  с лета 1976 г. по ноябрь 1977 г. Д.А.Романов, а с ноября 1977 г. – Ю.Н.Кормилицин.

 

Н. А. Климов                                           ПЛА пр. 685                                   Н. Кормилицин

Уникальный титановый корабль строился долгих 10 лет, принят ВМФ от промышленности 31 декабря 1983 г. Совместным решением Министерства судостроительной промышленности и Военно-морского флота для выполнения глубоководного погружения ПЛА на предельную глубину, проверки маневра аварийного всплытия с глубины 800 м и выполнения других работ для ПЛА был определен режим опытной эксплуатации. ПЛА «Плавник» прибыла в объединение в 1984 г.

4 августа 1985 г.  в  Норвежском море ПЛА осуществила глубоководное  погружение на предельную глубину в 1050 м. В том походе  с ответственным за ОЭ ПЛА «Плавник» вице-адмиралом Е.Д.Черновым с  экипажем капитана 1 ранга Юрия Зеленского на борту выходили флагмех дивизии капитан 1 ранга Владимир Долгов, главный конструктор проекта Юрий Николаевич Кормилицин, его заместитель Дмитрий Андреевич Романов, представители СМП – ответственный сдатчик Владимир Михайлович Чувакин и сдаточный механик Э.П.Леонов, и ряд др. Это был рекорд для боевой атомной подводной лодки ВМФ, и мировой практики подводного кораблестроения.

16 февраля 1986 г. в Норвежском море ПЛА отработала маневр «Аварийное всплытие»  с глубины 800 м с продуванием одной из  цистерн  главного  балласта  пороховыми  газами. Маневр  аварийного  всплытия  по секундомеру автора статьи занял 4 мин.  56 сек.

Только в 1988 г. была завершена ОЭ ПЛА. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от  13 октября   1988 г. подводная лодка «Плавник» принята на вооружение ВМФ.

С момента сдачи «Плавника» промышленностью в декабре 1983 г. до принятия его на вооружение ВМФ в октябре 1988 г. корабль находился в опытной эксплуатации, план график которой был под жестким контролем  руководства ВМФ и МСП и утверждался ГК ВМФ. Это был корабль надежды в части совершенствования тактики его использования по назначению и управлению силами с недосягаемых для оружия глубин и пр.

До трагедии «Плавника»/«Комсомольца» оставалось менее 6 месяцев, но это другая история.

Тактико-технические характеристики  ПЛА третьего поколения представлены в табл. 5.

Табл.5. Тактико-технические характеристики  ПЛА третьего поколения

Проект ПЛА

945/945А

685

971

949/949А

941

Год сдачи головного корабля

1984

1984

1985

1981/87

1983

Количество кораблей

2/2

1

17

2/11

6

Водоизмещение, т:

 

 

 

 

 

 

надводное

6300/6470

5680

8140

13400/14700

28500

подводное

9100/10400

8500

12770

22500/23860

49800

Скорость хода, уз:

 

 

 

 

 

 

надводного

19

14

11,6

15/–

13

подводного

35

30,6

33

–/33

27

ППУ

ОК-650А

ОК-650Б-3

Мощность ЯР, МВт

180

190

190

2 ´ 190

2 ´ 190

Мощность ГТЗА, тыс. л.с.

50

43

50

98–100

Атомные  подводные лодки третьего поколения пр. 685, 941, 945 и 949 оснащены мощной блочной унифицированной ЯЭУ типа ОК-650 и ее модификаций. В отличие от предыдущих ЯЭУ она способна обеспечить работу ядерной установки на естественной циркуляции на мощностях до 30% от  номинальной.


Потери подводников ВМФ

Однако,  за успехами в освоении ЯЭУ ПЛА, овладении господством в бескрайних просторах и глубинах Мирового Океана, в освоении новой техники,  оружия  и вооружения  имели место бессмысленные потери и жертвы, по разным причинам не до конца осознанные и раскрытые, как следствие недостатков, которые свойственны НТП на этапе его внедрения в повседневную практику, и человеческому  фактору.  На дне Мирового Океана, как это не прискорбно, в мирное время без войны и боевых действий покоятся ПЛА: «К-8» пр. 627А (12.04.1970 г.,  Бискайский залив); РПКСН «К-219», пр. 667А (октябрь 1986 г., Саргассово море); ПЛА «Комсомолец», пр. 685 (07.04.1989 г., Норвежское море); ПЛА «Курск», пр. 949А (12 августа 2000 г., Баренцово море (поднята, утилизирована); ПЛА «К-159», пр. 627А (2003 г., Баренцово море), унесшие с собой 227 человеческих  жизней. Не иначе,  как страшная плата за чужие и свои грехи.


Завершение пути родоначальницы атомного подводного флота страны ПЛА «К-3»

В сентябрьские дни 2021 г. по Неве в «постели» плавдока с севера для установки в качестве музея в г. Кронштадт проследовала родоначальница атомного подводного флота страны ПЛА «К-3»-«Ленинский комсомол», поближе к ее создателю - бюро СПМБМ «Малахит», чтобы для потомков сохранить в памяти грани времени о событиях и людях, открывших первую страницу атомной подводной эпопеи  страны.

К великому сожалению в эти дни не стало человека, который многое сделал, чтобы первенец атомного подводного флота стал символом научно-технического прогресса Отечества, музеем во славу труду многочисленных коллективов, сотен тысяч созидателей в золотой период атомного кораблестроения.

23 сентября 2021 г. перестало биться сердце Радия Анатольевича Шмакова, который начинал проектировать ПЛА «К-3» рядовым конструктором в группе главного конструктора В.Н.Перегудова.  В трудные переходные годы оставался главным конструктором ПЛА пр. 627 и др., инициатором  преобразования ПЛА «К-3» в музей.

На Серафимовском кладбище он обрел вечный покой рядом с трагически погибшими испытателями морских глубин - акванавтами…

 

Список    источников

1. Адмиралтейские верфи. Люди, корабли, годы. 1926-1996. К 300-летию российского флота. – СПб: издательство «ГАНГУТ». -391 с.

2. Ильин, В.Е. Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник /В.Е. Ильин, А.И.Колесников. – М.: ООО издательство «Апрель», 2001. -288 с.

3. История бюро «Малахит». Том 4.– СПб: издательство СПМБМ «МАЛАХИТ». 2006 г. -740 с.

4. Капитанец И.М. Сильный флот – сильная Россия / И.М. Капитанец. - М.: издательство «ВЕЧЕ», 2006 г. -536 с.

5. Подводные силы России. К 100-летию подводных сил. Глава 4. «Золотой век» подводного флота. Группа авторов. – М. издательство «ВОЕННЫЙ ПАРАД». 2000 г.-479 с.

6. Подводные силы 1906-2006России. Под редакцией ГК ВМФ В.Масорина. – М:. изд. «ОРУЖИЕ И ТЕХНОЛОГИИ» 2006.-831 с.

7. Российская наука ВМФ. Под редакцией академика РАН А.Саркисова. – М:. изд. «НАУКА».1997 г.-398 с.

8. Щербина Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи. Книга 4. «50 лет на Вы с ядром U235»:– СПб: изд. НИКА, 2007 г. -388 с.

9. Щербина Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи». Книга 1 «Малахита» шкатулка адмиралтейцев. /Н.Я. Щербина. - СПб.: НИКА, 2007 г. -296 с.

10. Щербина, Н.Я.  ХХ век – «золотой период» атомного кораблестроения //Морской журнал. -2006 г. - № 1(190). -14-19 с.

11. Щербина Н.Я. «55 лет на «Вы» с ядром урана» /Н.Я. Щербина//Морской сборник. -2013 г. -№1.-44-47 с.

12. 3-я дивизия ПЛ Северного флота. Люди, корабли, события. - СПб.: изд. «ТАЙФУН» 2016 г. -400 с.

13. Щербина, Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи». «Подводный истребитель К-147». Книга 2. /Н.Я. Щербина. - СПб.: НИКА, 2007 г. -280 с. с ил.

14. Щербина Н.Я. «Лики атомной подводной эпопеи»» «Атомные подводные монстры» Книга 3 /Н.Я. Щербина.   - СПб.: НИКА, 2007 г. -344с. с ил.

15. М.П. Комаров, Г.Ф.Щербина. Закат советской морской мощи. - СПб.: 2017 г.-350 с.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 5 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Грани времени, даты, события, люди (Всего: 0)
от Гость на 19/04/2022
Браво автору! 


[ Ответить на это ]


Re: Грани времени, даты, события, люди (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2022
Спасибо Н.Я. Щербине за этот обзор... Как звуки колокола звучат слова - "...страшная плата за чужие и свои грехи." - предупреждение потомкам... Хочу добавить следующее - сравнивая тепловую мощность ВМ-А ПЛА и S2W ПЛА и параметры расхода, давления и температуры теплоносителя, ещё раз прихожу к выводу о том, что именно инфракрасные фотоны характеризующие температуру  336 градусов обеспечивали давление 200 атм, что позволяло при меньшем расходе иметь большую тепловую мощность... Что давит на лопатки паровой турбины - или инфракрасные фотоны или слои связанных электронов, т.е. те самые электроны, которые вращаются на осях своих протонов ? И та и другая версия сегодня имеет свою физическую модель, согласно физхимии микромира. Предполагаю, что оба фактора вносят свой вклад... Важно отметить, что масса фотона характеризующего температуру 336 градусов больше массы фотона характеризующего массу 260 градусов... Это самое главное ! Этот обзор показывает, что в 1956 году исследователи во главе с академиком Александровым А.П., вопреки ложной квантовой физике и ложной ядерной физике, достигали результатов эмпирическим путем... ===== Черепанов Алексей Иванович 


[ Ответить на это ]


Re: Грани времени, даты, события, люди (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2022
Спасибо большое, Николай Ярехтович за прекрасный обзор по истории АПЛ. Как и всегда, Вы в своих статьях и книгах очень квалифицированно пишете об атомном подводном флоте. Также спасибо за упоминание о Радие Анатольевиче Шмакове. Талантливый конструктор, еще будучи молодым специалистом участвовавший в создании первенца атомного подводного флота, более 15 лет боролся за создание музея К-3, обращался во все инстанции. Можно сказать, что он ушел из жизни со спокойной душой, зная, что решение о музеефикации легендарной АПЛ принято, и увидев ее прибытие на проведение работ.  


[ Ответить на это ]


Re: Грани времени, даты, события, люди (Всего: 0)
от Гость на 20/04/2022
Вечная слава русским военморам!


[
Ответить на это ]


Re: Грани времени, даты, события, люди (Всего: 0)
от Гость на 04/05/2022
Хочу отметить не только первопроходцев атомного флота,но и тех , кто строил и обустраивал флотские военные городки,кто развертывал систему базирования ,кто организовывал все виды боевого,технического и тылового обеспечения в основной и передовой зонах для наших субмарин. О этих незаметных тружениках сказано незаслуженно мало! 


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru