proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[16/04/2008]     Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы

О.В.Двойников, главный редактор журнала «Атомная стратегия»

И зачем Росатому эта обуза – атомный флот? «Радиационная безопасность и утилизация реакторов» как-то не убеждают. Представляю, если бы кто-нибудь по аналогии предложил передать здания на Ордынке 2426 какому-нибудь предприятию ЖКХ только по той причине, что там имеются туалеты и трубы иногда необходимо чистить. И аргументы  привел бы весомые, например, нецелевое расходование средств,  срыв программ строительства энергоблоков, отсутствие инновационного тысячника.


Задача гражданского атомного флота, и ледоколов в частности, – выполнение транспортных функций, обеспечение проводки судов в ледовых условиях. Самостоятельная, вроде, экономическая деятельность. Задача Росатома – развитие эффективных атомных технологий, выработка энергии и обеспечение безопасности. Предприятия отрасли, слава Богу, создают еще хорошие реакторы малой мощности, хотя это и не самая важная часть морского флота. Нет, тут что-то не так.

27 марта кабинет министров одобрил программу развития сырьевого придатка Запада и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года. Минприроды предложило удвоить инвестиции на поиск и разведку новых ресурсов с 261 млрд. рублей (по старой программе 2005 года) до 544 млрд. рублей. Причем расходы государства на разведку нефти составят 253,2 млрд руб; благородных металлов 66,1 млрд руб; черных, цветных и редких металлов 43,9 млрд руб; урана 36, 9 млрд руб. Недропользователи также инвестируют в поиск природных богатств почти 4 трлн руб. Основной объем инвестиций придется на поисково-разведочные работы на месторождениях углеводородов. В результате к 2020 г. будет получен прирост ценности недр, эквивалентный 197 трлн рублей. Запасы нефти и газа только в Восточной Сибири по замыслу МПР вырастут на 2,9 млрд тонн условного топлива.

Итак, только прирост ценности будет составлять 197 трлн рублей. О величине самой ценности можно только догадываться. Много это или мало? (Для сравнения расходы на олимпиаду запланированы в сумме 314 млрд руб., на поддержку атомной промышленности в 2008 году 61,1 млрд рублей, а доходная часть бюджета ПФР в 2008 году составит 2 трлн 554,05 млрд рублей.) Причем, основным источником их будет Восточная Сибирь и Север России. Как и раньше, в основном это будут углеводороды. Часть их пойдет по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), другая часть вполне может быть отправлена по Севморпути. Транспортировка нефти и газа с месторождений Севера морским транспортом по Севморпути почти в четыре раза эффективнее трубопроводного. К слову, металлы по трубам транспортировать еще не научились. Поэтому  ледокольный флот в условиях интенсивного освоения природных ресурсов Севера будет иметь решающее значение. Вот это инвестиции так инвестиции!

Не секрет, что почти вся нефть России продается на запад через зарубежную фирму-трейдера, принадлежащую близкому к кругам, о-ччч-ень богатому новому русскому. Может быть, в этом и суть? Может быть, Росатом стремится стать соучастником крупномасштабного транспортирования энергоресурсов? В таком случае он на правильном пути.

 В одном старом геологическом справочнике я читал о том, что почти половину территории нашей страны занимают районы вечной мерзлоты. После  распада  СССР этот процент  еще увеличился. Фактически, размышляя о сегодняшней стране, об экономике и политике мы говорим о российском Севере. Полезные ископаемые, дороги, электрификация, строительство, демография, да и вообще, вся судьба нашего народа крепко связаны с Севером. Концепция развития Севера – фактически это и есть концепция развития всей нашей России.

В конце семидесятых с ружьем и с рыжей западно-сибирской лайкой мне довелось пройти пешком и сплавиться по рекам многие сотни километров по самой кромке лесотундры, по сопкам приполярного Урала и северной уральской тайге. Это суровый, но богатый и чистый край. Тогда нефте-газопроводы еще не так резво кромсали тайгу и рвали тундру. Угнетающую обстановку создавали, правда, голые сопки со спиленными под корень лесами, встречающиеся кое-где еще действующие и уже заброшенные лагеря для заключенных с торчащими по периметру полуразрушенными смотровыми вышками, да маленькие спивающиеся поселки. Если геологи уезжали, то поселенцы лишались работы. Многим из них приходилось коротать век на Севере. Переезд на большую землю не каждому был по карману. Самой большой радостью в таких поселках был прилет вертолета с водкой - праздник на неделю. Спирт и водка были твердой валютой, которые позволяли приобрести мех, «царскую рыбу», мясо и запросто решали транспортные проблемы.

Сегодня другое время и другие парадигмы. Как изменилось за эти годы наше отношение к Северу, к земле, на которой мы живем? Кто мы, сегодняшние россияне, рачительные хозяева или временщики, алчные потребители? Один из наших авторов написал, что в Японии основными ценностями, на которых базируется философия нации, являются безопасность, вежливость и чистота. Возможно, благодаря почитанию этих ценностей более 100 миллионов японцев на сравнительно маленьком клочке земли смогли создать процветающую цивилизацию для всех японцев. Я пытаюсь сформулировать три ценности, которые объединяли бы для моих соотечественников все их устремления и надежды - не получается. Почему-то мой список длиннее и расплывчатее. Может быть, в том виноваты необъятные, неизмеримые простым аршином, просторы России и непонятная широкая русская душа? Настолько широкая, что мы без сожаления разбазариваем природные ресурсы, наблюдаем, как пустеет Север и спокойно относимся к тому, как нас обустраивают гастарбайтеры, а наши восточные районы заселяют выходцы из ближних провинций Китая.
 

 
Связанные ссылки
· Больше про От редактора "Атомной стратегии"
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: От редактора "Атомной стратегии":
Атомные династии

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.8
Ответов: 15


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы (Всего: 0)
от Гость на 16/04/2008
Хорошая статья. Только неубеждают аргумены против передачи атомных ледоколов под эгиду Росатома.
С похожими доводами в свое время АЭС были переданы под эгиду Минэнерго - и случился Чернобыль.
Надо ли ждать подобного на изношенных ЯЭУ ледоколов?


[ Ответить на это ]


Re: Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы (Всего: 0)
от Гость на 18/04/2008
Чернобыль случился из-за общего бардака и воровства в стране. Из-за невыполнения обязанностей чиновниками всех уровней; из-за  блатных, сидящих на теплых местах; из-за из-за отсутствия контроля со стороны общества за деятельностью власти; из-за российского менталитета, в основе которого безответственность, авось и слепое поклонение вождю. Неважно в какой отрасли опасный объект, бардак всегда приведет к трагедии. Так можно в атомную отрасль передать все предприятия химии, радиоактивные изотопы, подводные лодки, ракеты и всю страну превратить в ЗАТО.


[
Ответить на это ]


Re: Колонка редактора: Атомные металло- нефтевозы (Всего: 0)
от Гость на 24/04/2008
ледоколы сейчас в частной лавке (д простит меня её хозяин), а роснефть сказала, что "копать" в Арктике стоит до 60 трлн. руб!!!! ( Триллионов! = 1000* млрд...)

без атомных ледоколов все это unreal, далее понятный госзаказ.

дополнительно еще всяческие факторы, типа война хозяина с Аликперовым и пр.


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.08 секунды
Рейтинг@Mail.ru