proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Авторские права
  Агентство  ПРоАтом. 27 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





PRo IT
Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС

Вышла в свет книга Б.И.Нигматулина и В.А.Пивоварова «Реакторы с тяжелым жидкометаллическим теплоносителем. История трагедии и фарса». Подробнее 
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[29/12/2009]     Крылья «Ориона»

Одна из  разработок СКБ «Орион» имеет непосредственное отношение к атомной науке, - установка системы контроля параметров  («советчик оператора») для исследовательского  реактора в Институте ядерной физики в Гатчине. Правда, проект выполнен пока на бумаге. Как скоро он воплотится «в железо», зависит от Росатома.  «Когда мы начали заниматься гатчинским проектом, - рассказывает гендиректор  и генеральный конструктор  Игорь Евгеньевич Васильев, - то поняли, что во всем мире исследовательские реакторы такого уровня  приносят очень большие деньги своим научным центрам. Как правило, на них проводят исследования ученые со всего мира».


В советское время « СКБ  Орион» было  секретным предприятием с легендой прикрытия.  Сегодня о том времени напоминает отсутствие  вывески на фасаде предприятия. Впрочем, секретность в «Орионе» не канула в Лету. Некоторые современные разработки СКБ до сих пор носят гриф. Ведь  «Орион», как и пятьдесят лет назад,  продолжает работать на стратегически важные отрасли страны – атомную энергетику, космос, оборонную промышленность, поставляя им автоматизированные системы управления технологическими процессами – АСУ ТП. Компания входит в первую десятку ведущих разработчиков этого интеллектуального продукта.

Космическое ралли

Математические расчеты показывают: стоимость опоздания в принятии решения всего на  несколько десятков  миллисекунд на атомной станции,  в космосе, а также на  других технологически  сложных  промышленных объектах соизмерима со стоимостью катастрофы. Понятно, что за такой промежуток времени ни один человек без помощи машины, имей он хоть семь пядей во лбу, с задачей не справится. А вот автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП) их решают.

Стратегическая цель  разработчиков АСУ ТП – полностью  исключить человеческий фактор в критических ситуациях. Поскольку именно человеческий фактор привел в свое время к Чернобыльской трагедии,  да и последние события на Саяно-Шушенской ГЭС  лишний раз доказывают, насколько важна  качественная  АСУ ТП при эксплуатации особо опасных промышленных   объектов. 

Если известную пословицу  «Суди о человеке не по словам его, а по делам»  применить к компании  «СКБ Орион», то реализованные проекты скажут о многом.  Один из наиболее масштабных - автоматизированная система управления технологическим оборудованием стартового комплекса (АСУ ТО СК) для запуска  космических кораблей с помощью ракеты-носителя российского производства «Союз-СТ»  на космодроме Куру во Французской  Гвиане. В этом проекте «Орион» выиграл конкурс на право быть генеральным подрядчиком  по проектированию и поставке на космодром Куру АСУ ТО СК. Можно по-разному интерпретировать результаты тендера, но безусловным фактом в пользу «СКБ Орион» стало его  участие в аналогичных российских проектах. У «Ориона» более чем пятидесятилетний опыт проектирования, разработки, изготовления и внедрения систем контроля и управления сложными технологическими процессами для стартовых комплексов ракетоносителей «Протон», «Зенит»,  «Союз», системы «Буран» на космодроме Байконур, ракетоносителей  «Союз», «Восход», «Циклон», «Рокот» на космодроме Плесецк, а также  на военном космодроме Капустин Яр.

О том, что работой специалистов «Ориона» французы остались довольны, можно судить по такому факту: из 200 страниц, написанных ими замечаний,  ни одного в адрес системы АСУ ТО разработки «Ориона». Словом «добросовестность»  в данном случае не исчерпывается  оценка качества  работы «орионовцев». Проект во Французской  Гвиане  был выполнен не просто добросовестно. В нем российские инженеры воплотили свою давнюю мечту – создали такую  АСУ, которая  управляет всеми системами на стартовом комплексе.  На российских космодромах ничего подобного до сих пор нет. Стартовый комплекс управляется на наших космодромах  в автоматическом режиме не целиком, а по частям...

«Мы постоянно убеждаем руководство Роскосмоса заниматься не модернизацией отдельных компонентов стартового комплекса, а созданием автоматизированной системы управления всем стартовым комплексом. Иначе не избежать  постоянных задержек со стартами космических  кораблей, с переносом  сроков их запуска», - считает  генеральный директор  и генеральный конструктор СКБ «Орион» И.Е. Васильев. Игорь Евгеньевич в «Орионе» с 1983 года, начинал еще на «Красной Заре», прошел путь от рядового инженера до гендиректора и главного конструктора, долгое время работал техническим директором. Так что, его мнение в данном случае отражает не точку зрения управленца, и прежде всего, опытного технаря.

Опыт сотрудничества с французами с точки зрения подхода к безопасности оказался бесценным.  Правда, поначалу  французская щепетильность несколько раздражала россиян, а потом они, сами того не заметив,  прониклись ею. Вот, казалось бы, мелочь – расстояние между ступеньками лестницы, по которым перемещается обслуживающий персонал. Но французы, настояли изменить его, т. к., по их стандартам,  оно не соответствует ширине человеческого шага, следовательно, небезопасно для человека..

Управлять объектом, особенно сложным, невозможно без знания  его текущего состояния.  Руководствуясь фундаментальным принципом наблюдаемости и управляемости, специалисты СКБ разработали унифицированный программно-аппаратный комплекс мониторинга состояния сложных технологических процессов (СТП)  и управления ими в реальном масштабе времени. Одна из наиболее востребованных  разработок  последнего времени  в «Орионе» - программный комплекс визуального отображения полета ракетоносителя на активном участке траектории. О нем вам в «Орионе» не просто расскажут, но и покажут в действии.  На экране монитора  - реальный, а не смоделированный полет ракеты-носителя. Вот от нее отделяется одна ступень, вторая...  «С помощью такого комплекса, - поясняет сотрудник «СКБ Ориона» А.Ю. Россиев, - можно одновременно и видеть объект в режиме реального времени,  и проводить оценку его технического состояния. Машина анализирует телеметрическую информацию  и выдает рекомендации, где нужно искать первопричину какой-либо неполадки с учетом статистики по предыдущим полетам».

Поражает скорость, с какой идет  обработка информации.  Примерно 100 тысяч значений  параметров в секунду!  А ведь каких-то десять лет назад вся телеметрическая информация поступала  в распоряжение специалистов космических центров управления полетами в виде многочисленных графиков, в которых не всегда можно было быстро разобраться.

Под крылом атома

Космос – главная, но далеко не единственная  область приложения  сил сотрудников «Ориона».  «Наше СКБ, образно выражаясь, летит на двух крыльях: на космических и на атомных», -  говорит зам. генерального конструктора,  доктор технических наук Михаил Юрьевич Охтилев.  С атомной энергетикой у  «СКБ Орион» традиционно давние связи, они возникли еще в то время,  когда «Орион» входил в состав огромного научно-производственного объединения  «Красная Заря»,  на котором трудилось в ту пору  более 10 тысяч человек. Маленький по тем временам «Орион», насчитывающий тогда 250 человек, в лихие 90-е выжил в том числе и благодаря сотрудничеству с атомщиками.  Правда,  в это трудное время «руку помощи»  протянула не родная страна, а Китай, который начал у себя строить заводы по обогащению урана, подобные Уральскому ЭХК (естественно, с нашей помощью). АСУ ТП для УЭХК поставляла в начале 80-х «Красная Заря» (т.е. «СКБ Орион»).  А китайцы захотели у себя иметь проверенные и отработанные решения, включая АСУ ТП..

А затем страна решила, что станции с реакторами РБМК необходимо модернизировать. Так родилась современная Комплексная Система Контроля в Управлении Защитой реактора – КСКУЗ. Это была совместная  разработка  специалистов НИКИЭТа  и «Ориона».  Сегодня прерогатива в области КСКУЗа  РБМК полностью закрепилась за НИКИЭТом и «Орионом». В орбиту их деятельности вовлечены практически все атомные станции с реакторами РБМК: Курская, Смоленская, Ленинградская  АЭС.  А тандем «Ориона» и НИКИЭТа   являет собой пример  удачного взаимодействия теоретиков  и практиков.  НИКИЭТ в большей степени ориентирован на генерирование идей, «Орион» - на их реализации.  Хотя, понятное дело,  разделение это весьма условное.  

Созданием КСКУЗов не исчерпывается атомная тематика «Ориона».  «Орионовскими» АСУ ТП  оборудованы Уральский, Ангарский, Красноярский разделительные комбинаты, а также аналогичное предпритие в Китайской Народной Республике. Другая не менее интересная  разработка, имеющая уже отношение к атомной науке, - установка системы контроля параметров  («советчик оператора») для исследовательского  реактора в Институте ядерной физики в Гатчине. Правда, проект выполнен пока на бумаге. Как скоро он воплотится «в железо», зависит от Росатома.  «Когда мы начали заниматься гатчинским проектом, - рассказывает И.Е. Васильев, - то поняли, что во всем мире исследовательские реакторы такого уровня  приносят очень большие деньги своим научным центрам. Как правило, на них проводят исследования ученые со всего мира».

О конкуренции

 Низкая производительность труда – бич современной России. В «Орионе» этой проблемы сегодня не существует. Здесь трудится 150 человек, но они выполняют гораздо больший объем работ, чем те 250, что работали в советское время.  «Еще в начале 90-х годов мы разработали принципиально новые подходы к проектированию и изготовлению оборудования, - рассказывает И.Е. Васильев, - создали такой программно-технический комплекс  (ПТК), который позволил унифицировать  конструкторские и программные решения и тем самым сократить срок от разработки до поставки оборудования заказчику».  ПТК не застывшая модель. Над его развитием работает специально созданная группа специалистов. Это помогает предприятию ежеквартально выпускать более 50 единиц электронного оборудования с программным управлением.  Для французского космодрома Куру, например,  за полгода изготовили 120 стоек с электронным управлением.

Чтобы адекватно и быстро реагировать на вызовы времени,  пришлось пересмотреть и  структуру управления коллективом.  Во главе его стоит генеральный директор, он же генеральный конструктор. Ему подчиняется пять заместителей.  Каждый из них отвечает за конкретное  направление деятельности. В подчинении у замов  - руководители проектов.  Четкое разделение обязанностей позволяет концентрироваться на главном,  дает каждому сотруднику свободу маневра.

Специфика деятельности «Ориона» предполагает постоянный научно-технический поиск. Поэтому  «СКБ Орион» работает в тесной научной кооперации с 4-ым ЦНИИ МО РФ, с Государственным космическим  научно-производственным центром им. М.В. Хруничева, с НИКИЭТом им. Н.А. Доллежаля, с Российским научно-исследовательским институтом космического приборостроения, с Санкт-Петербургским институтом информатики и автоматизации РАН, с секцией прикладных проблем при Президиуме РАН.

На втором энергоблоке Курской АЭС

Средний возраст сотрудников компании – чуть больше сорока. Правда, есть два «аксакала», которым под 70, но они дадут фору молодым. Ежегодно в «Орионе»  проходят практику студенты питерских вузов:  Государственного Электротехнического университета (бывший ЛЭТИ), Государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Военно-космической академии им. Можайского. Лучших из них приглашают на работу. Некоторые сотрудники «Ориона» - по совместительству преподаватели профильных вузов. Так, М.Ю. Охтиев – профессор ГУАПа. Участие в научно-практических конференциях – обыденная практика  и непременное условие для профессионального роста, как и учеба в аспирантуре. Среди молодых «орионовцев» - шесть аспирантов. Здесь давно забыли, что такое кадровая текучка. Приличная зарплата, добровольная медстраховка, ежегодный отпуск. Много ли  надо российскому инженеру, чтобы не чувствовать себя изгоем в родной стране?

А вывеску на здание СКБ  И. Е. Васильев обещал повесить в самое ближайшее время.


Надежда Степанова
 

 
Связанные ссылки
· Больше про Приборостроение
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Приборостроение:
Приборы дозиметрического контроля производства АЭХК

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.23
Ответов: 13


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 19 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 29/12/2009
Это яркий пример того, что частные предприятия много эффективнее, чем любая госкорпорация, в которой бесконтрольно тырятся средства и ресурсы. Но ГК никогда не ликвидируют, т.к. они служат кормушкой для власти.


[ Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2009
Это яркий пример того, что частные предприятия много эффективнее (с)
только нужно четко понимать, что так бывает далеко не всегда и не везде.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 29/12/2009
Правильнее было бы написать, что тандем "Ориона" и "ОКСАТ НИКИЭТ". ООО "ОКСАТ НИКИЭТ"- очень организованная организация,  от всех АЭС с реакторами РБМК  - большое спасибо. К сожалению, сейчас гонение на "ОКСАТ НИКИЭТ", цель пока не совсем понятна.


[ Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 30/12/2009
Математические расчеты показывают: стоимость опоздания в принятии решения всего на  несколько десятков  миллисекунд на атомной станции,  в космосе, а также на  других технологически  сложных  промышленных объектах соизмерима со стоимостью катастрофы.
-------------------------------------------------------
Неплохо, значит ждем автомат, спососбный называть время и место наступления аварии на АЭС. Теория давно уже разработана. Внедрить можно было еще лет 20 назад...


[ Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 02/01/2010
"Когда мы начали заниматься гатчинским проектом, то поняли, что во всем мире исследовательские реакторы такого уровня  приносят очень большие деньги своим научным центрам"
Да, приносят большие деньги, но их недостаточно и поэтому ИР содержатся на деньги государства.  ИР не может себя полностью окупить.


[ Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 03/01/2010
У дяденьки на вывеске очень веселые глаза ))). Веселость их как-то не вяжется с количеством работников конторы, а скорее вяжется со знанием источников финансирований, и конечных потребителей финансирований.


[ Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 10/01/2010
Не будучи продвинутым технически в части КСКУЗ, не могу комментировать качество этой системы и соответственно. сравнивать ее с зарубежными аналогами. Однако в части стоимости КСКУЗ, имею основания  заявить, что за нее концерн "Росэнергоатом" переплатил СКБ "Орион" и ОКСАТ НИКИЭТ от 2-х до 3-х раз. Для сведения: только за 2008 г. сумма договоров с этими организациями  составила порядка 1 млрд. руб. Кому интересно - могут запросить сметы и обоснования этих "поставщиков" в концерне. Нельзя без слез и смеха читать эти документы столь уважаемых организаций. И только откровенное лоббирование (естественно безкорыстное) руководством концерна (в первую очередь технической дирекцией), позволили этим организациям занять внеконкурентное лидирующее положение в атомной отрасли. Ни в коей мере не имея намерений умалить достижения СКБ "Орион" в других отраслях, пишу с одной целью: напомнить товарищам об одном правиле - получив доступ к неплохой кормушке, лучше сидеть тихо и не хлопать крыльями, даже "Ориона".    А по поводу качества КСКУЗ - лучше предоставить слово станционным эксплуатанционщикам.   


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 14/01/2010
Собака лает - караван идет.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2010
Ну если бы у нас в стране повсеместно во всех отрослях заказчики и особенно госзаказчики не просили гиганских откатов то и суммы договоров были бы меньше и конкуренция чеснее.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 15/01/2010
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!
Скупой платит дважды, а за недостаточную безопасность АЭС можно вообще никогда не расплатиться.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 16/01/2010
Дело действительно не в попе, а в жаждущих (еще недавно атеистах) убедить попа в неотвратимости кары небесной за недоплату.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 19/01/2010
Вообще-то про попа - это цитата...


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 18/01/2010
Типичная отговорка откатчика. Только вот если не дай бог что-либо произойдет по вине вашей системы, то хрен вы понесете какую-либо ответственность. Потому что повязав участников "процесса" (т.е. "откатив") в структурах заказчика, вы врядли будете признаны виновными в ходе разбирательства в причинах аварии.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 18/01/2010
А вы хотя бы раз открывали каталоги фирм-производителей промышленной автоматики? Вы представляете уровень цен в данной отрасли? Нельзя здесь судить о бюджетах имея перед глазами лишь ценник ближайшей компьютерной лавки.


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 18/01/2010
Уважаемый товарищ! Не надо держать людей за идиотов. Оценку в концерне проводят люди с многолетним (исчисляемым десятилетиями) опытом работы в этой области. Без излишней скромности - на сегодня лучшие в отрасли специалисты. И когда столь уважаемая компания как СКБ "Орион" не может обосновать в принципе две трети цены своего оборудования (большинство компонентов которого кстати она не производит), - о чем можно говорить? Вся их прибыль формируется на 5-10% в интеллектуальной части, а остальные 300 % в разнице закупочной цены импортных комплектующих и конечной стоимости. Поэтому и не показывают ничего, так как сразу станет всем понятно что и сколько стоит. А когда их об этом просят - тут же подтягивают административный ресурс заказчика в защиту своей исключительности и уникальности, с лозунгами заботы о безопасности. Кстати всегда, когда исполнитель проявляет заботу о заказчике, это вызывает много вопросов. Как правило эта забота происходит за счет заказчика. 


[
Ответить на это ]


[Без темы] (Всего: 0)
от Гость на 18/01/2010
Интересная ситуация: сначала появляется статья-агитка, фейк, а уже под ней появляются анонимные комментарии. Кто такая Надежда Степанова и какова история появления этой статьи?


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 19/01/2010
Искренний пафос текста наводит на мысль, что струя отката прошла мимо автора


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 19/01/2010
Обычно такой приемчик используют когда внутренне соглашаются с оппонентом, а публично признаваться ну очень не хочется. Спасибо за искренность!


[
Ответить на это ]


Re: Крылья «Ориона» (Всего: 0)
от Гость на 19/01/2010
А вот и не подеремся!


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.14 секунды
Рейтинг@Mail.ru