proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[28/07/2021]     Память, сохраненная морскими глубинами

Ю.В. Ведерников, с.н.с.,  А.А. Бертош, экскурсовод, Музей истории подводных сил России им.А.И.Маринеско. Санкт-Петербург

В марте 2021 г. подводным силам России исполнилось 115 лет. Созданные в начале XX в.  подводные силы отечественного флота приняли участие в боевых действиях четырех  войн – Русско-японской, первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной, активно  участвовали в океанском противостоянии «холодной войны», выполняли  боевые службы в современности.



За эти годы было утрачено почти полторы сотни  подводных лодок (ПЛ):

- 62 подводные лодки в Балтийском море;

- 42 подводные лодки в Черном море;

- 3 подводные лодки в Атлантическом океане;

- 31 подводная лодка в Северном Ледовитом океане;

- 11 подводных лодок в Тихом океане.

Первая  ПЛ погибла в 1909 г. В  годы Первой мировой войны погибло 14 подводных лодок, в годы Гражданской войны – 12 ПЛ, в предвоенные годы – 5 ПЛ, в Советско-финляндскую войну – одна подводная лодка, в Великую Отечественную войну – 102 подводные лодки, в послевоенные   годы – 14  подводных лодок.  Вместе со своими кораблями погибло 4759  моряков-подводников [2].

Часть ПЛ затонули из-за аварийных происшествий, унося с собой большинство, если не всех членов экипажа. Некоторые подводные лодки были затоплены своими экипажами – во избежание захвата противником, другие – затоплены противником. Многие из них были подняты и, как правило, сданы на слом.

Большая часть подводных лодок погибла в ходе боевых действий. Место и обстоятельства  их  гибели долгое время были неизвестны, оставляя корабли и их экипажи в числе «без вести пропавших».

 

Поиск погибших подводных лодок

Поиск погибших подводных лодок проводился государством в силу международного и общественного резонанса, вызванного фактом гибели корабля и моряков. Так, поиск и обследование атомного подводного крейсера «К-219» с ядерными ракетами на борту был  обусловлен  международным резонансом, влекущим за собой угрозу эскалации холодной войны. Общественный резонанс сделал обязательными обследование и подъем подводной лодки «К-141» («Курск»).

Поиск и обследование подводных лодок, погибших в годы Великой Отечественной войны, не считались актуальными задачами в послевоенное время и проводились «по мере необходимости» - после  обнаружения той или иной погибшей ПЛ, имевшего, как правило, случайный характер. 

 Развитие легководолазного дела постепенно вовлекло в подводный поиск широкие народные массы. И в современности поиск погибших подводных лодок стал смыслом жизни многих неравнодушиях людей.

Современные результаты поиска и обследования погибших подводных лодок России представлены в табл. 1.

 

Табл.1. Сводные данные о поиске и обследовании погибших подводных лодок России 

Показатель

Атлантический океан

Балтийское море

Северный

Ледовитый океан

Тихий

океан

Черное море

Итого

Погибло подводных лодок, всего ед., из них:

3

62

31

11

42

149

- поднято

-

19

4

5

11

39

- частично  поднято

-

-

-

1

2

3

- найдено и обследовано

2

31

3

-

12

48

- обнаружены, но не обследованы

-

2

-

-

-

2

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны

1

4

3

1

1

10

- пропали без вести

-

6

21

4

16

47

На сегодняшний день из 62 погибших балтийских подводных лодок подняты 19 кораблей, в числе которых: «АГ-11»,  «АГ-12», «АГ-13», «АГ-15», «Рабочий», «Б-3», «Л-1», «М-71»,  «М-74»,  «М-80», «М-81», ««М-83», «М-200», «М-256», «Ронис», «Спидола», «С-1», «С-11» и «Щ-323».

Из числа иных погибших подводных лодок Балтики:

- найдены и обследованы  подводные лодки «Акула» и «Сом», погибшие в Первой мировой войне, и «Единорог», затонувший во время «Ледового похода» в феврале 1918 г. и 28 подводных лодок, погибших во время Великой Отечественной войны, в числе которых: «Л-2», «М-78»,  «М-95»,  «М-97», «М-103», «П-1», «С-2», «С-4», «С-5», «С-6», «С-7», «С-8», «С-9», «С-12», «Щ-302»,  «Щ-304», «Щ-305», «Щ-306», «Щ-308», «Щ-311», «Щ-317», «Щ-319», «Щ-320», «Щ-322», «Щ-

324», «Щ-405», «Щ-406» и «Щ-408». 

- обнаружены, но не обследованы  - «АГ-14» и   «М-94»;

- поиск не проводился, хотя причины и районы гибели известны, в отношении четырех подводных лодок - «М-98», «М-99», «С-3» и  «Щ-301».

Пропавшими  без вести остаются - «Барс», «Львица»,  «Гепард», «Калев», «М-96» и «С-10»…

Из 42 подводных лодок, в разные  годы погибших на Черном море:

- подняты «Пеликан», «Кит», «Краб», «Налим», «Лосось», «Орлан», «Судак», «А-1»,  «Д-6»,  «М-33» и «М-60»; 

- частично подняты – «Камбала» и «Щ-203», кормовые и носовые  конструкции которых (соответственно)  остались на месте гибели;

- найдены и обследованы:  «Гагара», «Кашалот»,  «Морж», «Нарвал»,  «Скат», «Л-24», «Щ-204»,  «Щ-210», «Щ-211», «Щ-212»,  «Щ-213» и «Щ-216»;

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны -  «Л-25».

Пропавшими  без вести остаются 16 черноморских подводных лодок: «Лебедь», «А-3», «Д-4», «М-31», «М-34», «М-36», «М-58», «М-59», «М-118», «Л-6», «Л-23», «С-32», «С-34», «Щ-206»,  «Щ-208» и «Щ-214»…  

Из 31 подводной лодки, погибшей в морях Северного Ледовитого океана:

- подняты четыре подводные лодки - «ПЛ № 1», «Б-37», «С-80», «К-141 (Курск)»; 

- найдены и обследованы -  «Д-1», «К-159»  и  «К-278 (Комсомолец)»;

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны: «ПЛ № 2»,  «Щ-421» и «Щ-424».

Пропавшими  без вести остаются: «Д-3», «К-1», «К-2», «К-3», «К-22», «К-23», «М-106», «М-108», «М-121», «М-122», «М-172», «М-173», «М-174», «М-175»,  «М-176», «С-54», «С-55»,  «Щ-401», «Щ-402» , «Щ-403» и «Щ-422»…

Из 11 подводных лодок, погибших в тихоокеанских морях:

- подняты - «Щ-103», «Щ-138», «М-252»,  «С-178» и «К-429»;

- частично подняты -  «К-129» (кормовые конструкции остались на месте гибели);

- поиск не производился, хотя причины и район гибели известны - «Л-16».

Пропавшими  без вести остаются четыре подводные лодки - «М-49», «М-63»,  «Л-19» и «С-117» («Щ-117»)…

В Атлантике погибли три отечественные подводные лодки, из которых две атомные «К-8» и «К-219» - найдены и обследованы, поиск погибшей  в апреле 1945 г. «В-1» не производился  [4].

Приведенные в табл.1 данные наглядно свидетельствуют об успехах подводного поиска и обследования подводных лодок за последнее время. Если, по авторским подсчетам, к исходу  2016 г. было найдено и обследовано 38 погибших подводных лодок, то четыре года спустя это было уже 48 кораблей, вернувшихся из безвестия.

Так, в 2018 г. моряками-североморцами в Баренцевом море была обнаружена и обследована подводная лодка «Д-1»,  пропавшая без вести в 1940 г.

Колоссальных успехов добилась экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы», в 2017-2020 гг. обнаружившая и обследовавшая на Балтике 9 подводных лодок [3]. Такой успех обусловлен как целенаправленной и систематичной деятельностью «Водолазно-разведывательной команды» и профессиональным историко-аналитическим обеспечением ее работ, так и ограниченным пространством поиска – все подводные лодки были обнаружены в водах Финского залива. В поиске пропавших без вести балтийских подводных лодок активное участия принимали дайверы из Финляндии, Эстонии и Латвии.

По сведениям членов «Водолазно-разведывательной команды», конструкции найденных подводных лодок под воздействием агрессивной морской среды постепенно разрушаются и со временем будут утрачены. Это ставит на повестку дня вопрос о подъеме и сохранении хотя бы некоторых из погибших кораблей.

Но подъем и музеефикация погибшей подводной лодки являеюся очень затратным делом. И если на подъем затонувшей подводной лодки может быть потрачена сравнительно небольшая часть средств, то её консервация и музеефикация требуею  существенно больших сумм.

Так, по экспертным оценкам, подъем «Сома» - одной из первых ПЛ российского ВМФ, погибшей в шведских водах в 1916 г. и найденной 99 лет спустя,  обойдется в десяток миллионов рублей. Консервация конструкций и создание инфраструктуры для экспозиции этого легендарного корабля потребует на порядок больших затрат. Данные обстоятельства делают маловероятными подъем и музеефикацию любой погибшей подводной лодки.

Поэтому для сохранения подводных лодок, как исторических объектов в памяти потомков, необходимы иные меры, доступные благодаря развитию современных технологий. В этом плане уместно привести позитивный опыт «Разведывательно-водолазной команды», создающей виртуальные 3D-модели всех  найденных и обследованных ими погибших подводных лодок (рис. 1) [3].

Инструментами сохранения исторической памяти могут стать фотографии, видеофильмы и другие способы визуализации как современного состояния погибшей подводной лодки, так  и событий экспедиции по их поиску и обследованию. И через некоторое не столь продолжительное  время данные документы станут историческими.

Иным направлением сохранения прошедших событий и имен погибших моряков в памяти потомков является подъем отдельных конструктивных элементов затонувших подводных лодок. Хотя сам подъем данных элементов, безусловно, вносит те или иные изменения в сохранившиеся конструкции подводной лодки. В этом случае мы можем войти в противоречие c концептуальным положением «Конвенции об охране подводного культурного наследия», рекомендующим «…ответственный и безвредный доступ с целью наблюдения или документирования «in situ» (на месте) подводного культурного наследия… для информирования общественности о наследии, осознания ценности и охраны наследия…» [1].

В то же время, иными положениями данной концепции  допускается деятельность с объектами подводного культурного наследия, осуществляемая по проектной документации, носящая некоммерческий характер и обеспечивающая «…должное уважение ко всем человеческим останкам, находящимся в морских водах…» [1].

Таким образом, считаем: подъем отдельных конструктивных элементов погибшей подводной лодки допустим, но  в пределах, не ведущих к принципиальному изменению  имеемой  композиции.

Итоговый вопрос – это выбор места хранения и экспозиции поднятого со дня моря артефакта с погибшей подводной лодки. Выскажем свои соображения по этому поводу.

Общепризнано: на погибшую подводную лодку распространяется юрисдикция государства, которому она принадлежала  в момент гибели. Это определяет право собственности - затонувшая подводная лодка является собственностью государства вне зависимости от срока давности. Соответственно этому, конструктивный элемент, поднятый с затонувшей подводной лодки, может считаться государственным имуществом. Данный факт, на наш взгляд,  и предполагает передачу поднятого артефакта в государственный музей. Полагаем, что местами экспозиции поднятых артефактов должны стать специализированные, военно-морские музеи, целенаправленно занимающиеся сбором, хранением и популяризацией объектов военно-морского исторического наследия в народной памяти.

Рис. 1. Пример 3D-визуализации погибшей подводной лодки «Л-2» [3]

 

Источники

1. Конвенция об охране подводного культурного наследия. Принята 2 ноября 2011 г. [электронный ресурс]//ООН. Конвенции и соглашения. URL:  http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/underwater_heritage.shtml

2. Ведерников Ю.В. В глубинах вод: погибшие подводные лодки России.  СПб.: Музей истории развития подводных сил России им. А.И. Маринеско, 2017.

3. Разведывательно-водолазная команда [электронный ресурс]. URL:  https://uwex.org/#team

4. Штурм глубины. Энциклопедия подводного флота [электронный ресурс]. URL:  http://deepstorm.ru/

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомный флот
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомный флот:
Вспоминая яркое далёкое

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 5
Ответов: 2


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 4 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Память, сохраненная морскими глубинами (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2021
В микроскопических по меркам мирового океана Балтийском и Чёрном морях, 104 штуки из потерянных за всю историю 149 подводных лодок. Это ярчайшим образом подчёркивает, что океанского флота Россия/СССР никогда не имели.

До 1963 года дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами совершали отдельные боевые походы. С сентября 1966 подводные лодки с баллистическими ракетами стали нести службу непрерывно. В 1968 году началось постоянное несение боевой службы РПК СН на Северном флоте, в 1970 году на Тихоокеанском. 

В 1971-1976 годах рпл СН совершали до 38 выходов на боевую службу  в год. В том числе на Северном флоте ракетные подводные лодки стратегического назначения совершили:
1968 = 13 выходов,
1969 = 15 выходов,
1979 = 19 выходов,
1971 = 27 выходов,
1972 = 28 выходов,
1973 = 28 выходов,
1974 = 24 выходов,
1975 = 24 выходов,
1976 = 24 выходов.


Снижение числа выходов на боевую службу было вызвано слабостью ремонтной базы, не позволявшей сократить сроки межпоходового ремонта компенсирующего расход моторесурса техники и замену необходимых запчастей.

К середине 1980-х в составе ВМФ СССР насчитывалось 62 РПК СН с баллистическими ракетами, в том числе первые "Тайфун".

Практически, за всю тысячелетнюю историю, полномасштабный океанский флот /подводный/ имелся у России 23 года: с 1968 по 1991.




[ Ответить на это ]


Re: Память, сохраненная морскими глубинами (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2021
"К середине 1980-х в составе ВМФ СССР насчитывалось 62 РПК СН с баллистическими ракетами, в том числе первые "Тайфун""У американцев была 41 ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон" (с модернизированными вариантами - типы "Этан Аллен" и "Джеймс Мэдисон"), затем построили 18 типа "Огайо" (сейчас в строю 14 + 4 переоборудованы в носители "Томагавков"). При этом КОН советских лодок значительно уступал таковому у американцев, что напрочь нивелировало советское превосходство в их списочной численности.


[
Ответить на это ]


Re: Память, сохраненная морскими глубинами (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2021
Совершенно верно: коэффициент оперативного напряжения АПЛ США достигли в полтора - два раза больше чем в советском флоте. Практически это означало:*На протяжении всей 46-летней "холодной войны", при встречах в океане подводные лодки НАТО имели численное преимущество над советскими. Дополнительно нужно учесть их качественное преимущество: менее шумные, лучше приборы обнаружения, в сумме это давало возможность НАТОвским АПЛ первыми обнаруживать противника и работать как по мишеням с бо'льшей дальности. Если дополнительно учесть тотальное абсолютное превосходство США и НАТО по надводному флоту, становится понятно: в случае войны советский ВМФ был бы перебит без больших потерь для другой стороны.*Менее высокий достигнутый коэффициент оперативного напряжения означал, что в случае внезапного начала ядерной войны - много советских АПЛ будут застигнуты у причалов в базах, и в цехах ремонтных заводов, где они были бы уничтожены термоядерными боеголовками наземных МБР работающих по стационарным целям: ведь координаты всех баз известны и их не так много. АПЛ может выжить в море но там надводный флот должен суметь обеспечить - хотя бы в небольшом районе 500 на 500 километров - чтобы противник не вёл на неё рыбалку своими самолётами, кораблями и торпедными АПЛ. 


[
Ответить на это ]


Re: Память, сохраненная морскими глубинами (Всего: 0)
от Гость на 29/07/2021
"надводный флот должен суметь обеспечить - хотя бы в небольшом районе 500 на 500 километров - чтобы противник не вёл на неё рыбалку своими самолётами, кораблями и торпедными АПЛ". И такого ДОСТАТОЧНОГО надводного флота сейчас у РФ, увы, нет - кораблей океанской зоны в нашем размазанном по изолированным театрам ВМФ крайне мало, небольшое количество вводимых в строй новых фрегатов проблему не решает, а корветосторительство на фоне кораблестроительсных программ Запада, Японии, Китая, Южной Кореи и даже Индии (которая освоила строительство авианосцев/-а и ракетных эсминцев), извините, курам на смех.  


[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru