proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[17/12/2021]     Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны

О.Л. Фиговский, доктор технических наук, академик Европейской Академии Наук, президент Ассоциации изобретателей Израиля (г. Хайфа, Израиль)

О.Г. Пенский, доктор технических наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского университета (г.Пермь, Россия)

В статье приводятся суждения об организации образования в РФ, способной обеспечить технологическое ускорение в стране, обосновывается необходимость фундаментального образования в университетах и школах, предлагаются конкретные способы увеличения эффективности образования в российских университетах. 



Ключевые слова: образование; технологический прогресс; фундаментальная наука; журналистика; экспертиза образовательных проектов. 

Начиная с некоторого времени, в СМИ особо активизировались высказывания об оптимальности образования. Авторами высказываний являются не только профессиональные педагоги, занимающиеся обучением молодежи, но и зачастую те, кто никогда в жизни не провел ни одного занятия ни со студентами, ни со школьниками. Так, например, экспертами в области высшего образования становятся лица, отчисленные из вузов, а экспертами в организации и содержании среднего образования оказываются “девочки из фейсбука". Основным источником информации для аудитории стал интернет, где аудитория черпает для себя знания из уст непрофессионалов. 

Суждений превеликое множество. Так в качестве ответов на запрос «об образовании» в системе Google появляется около 40 млн линков. Это число, прежде всего, характеризует величину интереса людей к вопросам официального получения знаний, определяющего жизненный путь молодых людей и, как следствие, место образованной молодежи в современном обществе и обществе будущего. 

В общем потоке высказываний об образовании оказываются и влиятельные бизнесмены. 

Недавно Герман Греф в очередной раз высказался за создание новой системы образования и инвестиции в людей [ Греф об образовании: нужны "гибкие" люди с "мягкими" навыками (vesti.ru)]. Греф отметил, что технологии настолько быстро развиваются, что для соответствия им нужен "гибкий" человек. 

Он пояснил, что такие люди будут способны быстро обучаться новой специальности, обладать хорошо развитыми softskills ("мягкими" навыками) и стрессоустойчивостью. 

"Когда ему за всю жизнь придется три или четыре раза сменить специальность, он должен быть готов к этому", – отметил Греф. 

Противоречие между скоростью развития технологий и отставанием от них развития человека Греф считает ключевым в современной мировой экономике. 

Он убежден в росте проблемы структурной безработицы. Для выхода из ситуации нужно использовать ключевой тренд – персонализацию коммерческих услуг, здравоохранения, образования. 

Важно "Выращивание людей, способных очень гибко и быстро меняться к меняющегося мира", – заключил Греф [Греф об образовании: нужны "гибкие" люди с "мягкими" навыками (vesti.ru)]. 

Отметим, что многочисленный анализ высказываний Г.Грефа показывает, что произносимые им судьбоносные для России фразы никогда не сопровождаются автором высказываний убедительными статистическими данными, носят характер безапелляционных уверенных пророчеств, а поэтому согласно законам психологии гипнотизируют аудиторию и, порой, воспринимаются  аудиторией в качестве абсолютной истины. Не случайно особое влияние Г.Греф имеет на молодежную неопытную аудиторию, на экспертов-«девочек из фейсбука». 

Благодаря википедии, ответим на вопрос: «Что такое гибкие навыки (Г.Греф, почему – то их называет мягкими)?»: 

«Ги́бкие на́выки, часто (заимств. англ.) soft skills — комплекс умений общего характера, тесно связанных с личностными качествами; так или иначе важных во всякой профессии. Гибкими считаются навыки критического мышления, решения задач, публичного выступления, делового общения, работы в команде, цифрового общения, организации деятельности, на которые также влияют уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности». 

Прочитав приведенное выше определение soft skillsмы можем сделать вывод о том, что «гибкие навыки» имеют очень мало общего с понятием «образование».Soft skills – это, прежде всего, воспитание личных лидерских качеств: 

— Бедный Григорий Перельман, доказавший гипотезу Пуанкаре, благодаря чему вошел в когорту великих математиков мира, он по Грефу не удовлетворяет требованиям к высочайшим профессионалам и является неудачником! 

К сожалению, сейчас в СМИ очень много пропагандируется слово УСПЕХ, который должен стать, по мнение вещающих в СМИ, основной целью молодежи. Зачастую в качестве главного критерия УСПЕХ-а молодым людям предлагают карьерный рост – лидерские качества — главное в  soft skills

— Но лидеры всегда есть и в дворовых хулиганских группах необразованных подростков. 

— Главными в воспитании должны быть не лидерские качества, а получение знаний, обеспечивающих высокий профессионализм молодого специалиста. 

Отметим, что в целом, Греф прав, говоря о том, что нужно будет в будущем мире переучиваться, но предлагаемые им пути для достижения цели ведут в ад. Особую опасность при устремлении в ад представляет трансформация образования в строну изучения исключительно прикладных наук, только, якобы, обладая знаниями из которых можно достичь технологических прорывов. Это суждение не верно в корне. 

Приведем ниже описание другого вида наук – фундаментальных [Фундаментальная наука — Википедия (wikipedia.org)]. 

«Фундамента́льная нау́ка — область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальныенаучные исследования основополагающих явлений (в том числе и умопостигаемых) и поиск закономерностей, руководящих ими и ответственных за форму, строение, состав, структуру и свойства, протекание процессов, обусловленных ими; — затрагивает базовые принципы большинства гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, — служит расширению теоретических, концептуальных представлений, в частности — детерминации идео- и формообразующей сущности предмета их изучения, — мироздания как такового во всех его проявлениях, в том числе и охватывающих сферы интеллектуальные, духовные и социальные. С точки зрения гносеологии (теории познания) фундаментальная наука доказывает познаваемость мира, обосновывает практическую целесообразность во взаимодействии наук, различных научных методов исследования естественных и гуманитарных наук. 

В задачи фундаментальной науки не входит скорая и непременная практическая реализация (тем не менее, перспективно — эпистемологически целесообразные), в чём и состоит коренное отличие её от утилитарной теоретической или прикладной науки, являющихся таковыми и по отношению к ней. Однако результаты фундаментальных изысканий находят и актуальное применение, постоянно корректируют развитие любой дисциплины, что вообще немыслимо без развития фундаментальных её разделов — любые открытия и технологии непременно опираются на положения фундаментальной науки по определению, а в случае противоречия с конвенциональными представлениями, не только стимулируют модификации таковых, — нуждающихся в фундаментальных исследованиях для полноценного понимания процессов и механизмов, лежащих в основе того или иного феномена, — дальнейшего совершенствования метода или принципа. Традиционно фундаментальные исследования соотносимы были с естествознанием, в то же время все формы научного познания опираются на системы обобщений, являющихся их основой; таким образом и все гуманитарные науки обладают или стремятся обладать аппаратом, способным охватить и сформулировать общие фундаментальные принципы исследований и методы их истолкования». 

Кончено, приведенное выше определение фундаментальных наук, взятое из википедии, изобилует такими словесными оборотами, что не сразу можно понять то, о чем пишут его авторы. Поэтому постараемся сформулировать определение фундаментальных наук своими словами: «Фундаментальные науки открывают и исследуют общие закономерности окружающих явлений, позволяющие адаптировать результаты исследований к различным прикладным наукам и создавать конкретные принципиально новые технологии». 

Примерами фундаментальных наук являются математика, теоретическая физика, микробиология и т.д. 

Без изучения в вузах фундаментальных наук невозможно глубокое изучение и исследования, например, в нанотехнологиях, цифровых технологиях и т.д. Фундаментальные науки, как правило, носят стратегический характер и определяют развитие прикладных наук на 10-15 лет вперед. Поэтому их изучение позволяет студентам—будущим специалистам —заглянуть за горизонт и, в частности, прогнозировать возможные направления, на специальности по которым им придется переучиваться в будущем. 

На наш взгляд, в высказываниях Г. Грефа вообще не говорится о необходимости получения фундаментальных знаний студентами. Еще в 2020 году Олег Фиговский в своей статье «Есть ли перспективы у России стать страной высоких технологий?» [Есть ли перспективы у России стать страной высоких технологий? - Nizinew.co.il]обращал пристальное внимание на необходимость изучения именно фундаментальных наук в провинциальных российских вузах и даже описал план конкретных очевидных действий для фундаментализации студенческих знаний без ущерба для прикладных наук. 

Процитируем небольшую часть этой статьи ниже. 

Учебная деятельность: 

1. На первых двух курсах бакалавриата большую часть учебных программ нужно посвятить фундаментальным наукам, так как, благодаря им, выпускник вуза сможет успешно при дальнейшем профессиональном переобучении в трудовой деятельности осваивать любые частные науки. 

2. При обучении в магистратуре и на 4-ом курсе бакалавриата необходимо внедрять большое количество индивидуальных образовательных траекторий по заявкам студентов (многие студенты работают в компаниях, поэтому они хорошо понимают то, какие предметы им нужны для профессиональной деятельности и могут стать ориентиром при определении тех дисциплин, которые нужно преподавать на факультетах). 

3. Плавное введение в учебный процесс он-лайн образования. На первых двух курсах бакалавриата занятия со студентами должны проводиться «вживую» преподавателями. На 3-ем курсе бакалавриата – 20% занятий в форме он-лайн, на 4-ом курсе бакалавриата и в магистратуре 40% учебных часов должны проводиться в форме он-лайн уроков. Введение он-лайн преподавания позволит, по крайней мере, снизить среднюю учебную нагрузку на преподавателей на 25% при сохранении неизменной заработной платы. В целях апробирования замены обычных курсов он-лайн курсами необходимо провести эксперименты в нескольких учебных студенческих группах вуза согласно специализациям факультетов. Можно, например, начать проведение экспериментальных занятий для отдельных групп на механико-математическом, химическом, биологическом, историко-политологическом факультетах и факультете современных иностранных языков и литературы. По результатам экспериментов можно будет оценить особенности эффективной замены обычных занятий на он-лайн занятия с учетом научного профиля факультетов. Разумное и осторожное введение он-лайн курсов в учебный процесс позволит минимизировать финансовые затраты при создании большого количества индивидуальных образовательных траекторий. 

4. Для создания он-лайн уроков необходимо структуре УНИВЕР-ТВ выдать задание на съемку фильмов с видеозаписями лекций преподавателей, к созданию фильмов подключить студентов кафедры журналистики в рамках выполнения ими курсовых и дипломных работ. 

Организация научной деятельности: 

1. Для восстановления научной преемственности поколений нужно создать структуру с ориентировочным названием УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК. В состав академии должны войти зрелые ученые-пенсионеры – кандидаты и доктора наук вуза, которые способны вести научную работы и которые способны подготовить себе научную замену. В обязанность каждого из пенсионеров нужно включить подготовку и обязательную защиту диссертаций двумя аспирантами за 3-4 года аспирантуры. Пенсионеры могут не вести учебные занятия, но получать небольшие доплаты как члены университетской академии. Аспиранты должны дать официальное обязательство после защиты диссертации отработать в ПГНИУ, как минимум 4 года. Создание университетской академии позволит через 4 года выпустить 70-80 молодых кандидатов наук. 

2. Введение на каждом факультете обязательных научных семинаров. Необходимо также введение в вузе в целом обязательных междисциплинарных межфакультетских научных семинаров. При непосещении профессорско-преподавательским составом семинаров лишать профессорско-преподавательский состав премиальных выплат, устранять карьерный рост и ставить в отчетах невыполнение эффективного контракта с последствиями вплоть до увольнения. 

Организация деятельности СМИ вуза: 

1. В СМИ вуза, считая главной задачей качественное обучение студентов, широко освещать учебу отличников вуза. 

2. На сайте вуза создать страничку «Научные семинары университета», где отражать работу научных факультетских и межфакультетских университетских научных семинаров. 

Отметим то, что предложения о необходимости фундаментализации высшего образования в РФ О.Фиговский также озвучивал на московской радиостанции ВЕСТИ-FM в программе «От трех до пяти» в одном из своих интервью Е.Я. Сатановскому в январе 2020 года. 

Фундаментализация образования касается не только высшей, но и общеобразовательной школы. 

Деградация преподавания фундаментальных наук в школе уже сейчас чувствуется даже в телевизионных и радиопередачах, не говоря об интернете. Так все журналисты, рассказывая о чем-либо и демонстрируя статистические данные, говорят: «Эти цифры показывают…». Но еще десять лет назад на уроках в первом классе учителя поясняли, что цифры – это значки «0», «1», …, «9», с помощью которых записываются числа – количественные величины. 

Еще недавно в первом классе за незнание того, чем отличаются цифры от чисел, ставили ребенку двойку. 

Отметим, что 10 декабря 2021 года глава РАН Александр Сергеев на заседании Конгресса молодых ученых сказал [Глава РАН призвал избавить школы от американизации и вернуть фундаментальное образование - Наука - ТАСС (tass.ru)], что важнейшей задачей для России является возвращение в школы фундаментального образования, ввиду того, что ООН объявила 2022 год международным Годом фундаментальных наук (заметим, что академик А. Сергеев, судя по информации ТАСС, приведенной выше, предлагает восстановить в школах фундаментальное образование не из-за необходимости поднятия уровня знаний, а в угоду ООН). 

"Возвращение школы к преподаванию фундаментального знания - это важнейшая задача, которая у нас стоит. В этом Году фундаментальной науки давайте позаботимся о том, чтобы фундаментальное знание, трудно показываемое, вот такое сухое какое-то, чтобы мы научились его показывать интересно. И давайте с вами сосредоточимся на проблеме школьного знания. Но в конце концов, я думаю, что наше министерство просвещения все-таки вернет те часы, которые изъяты были на всякие мультики-фантики вместо того, чтобы заниматься действительно передачей такого фундаментального знания. Это обязательно должно быть", - сказал Сергеев на дискуссии, ведущим которой выступил руководитель редакции "Наука" ТАСС Андрей Резниченко. 

По словам Сергеева, Российская академия наук открыта к предложениям, как красиво подавать и преподавать фундаментальное знание (кстати, слова Сергеева о красоте подачи наводят на мысль о том, что фундаментализация образования может превратиться не в образование, а в очередное шоу), это отличная задача для международного Года фундаментальных наук. 

По поводу высказываний Г.Грефа, приведенных в начале настоящей статьи, о необходимости постоянного переучивания в жизни под разные специальности можно сказать то, что эффективное переучивание может обеспечить только наличие хороших фундаментальных знаний, полученных в вузе при прохождении студенческих курсов по первой выбранной в юности специальности. 

Таким образом, один и краткий вывод из всего написанного в статье, можно сделать такой: 

- Фундаментализация образования и в вузах, и общеобразовательных школах РФ крайне необходима и, более того, от прочности фундаментальных знаний, полученных в университете, зависит профессиональная успешность молодого человека в его всей дальнейшей жизни в стремительно технологически меняющемся мире.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Кадровая политика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Кадровая политика:
Синдром эмоционального выгорания

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 4.25
Ответов: 4


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 3 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны (Всего: 0)
от Гость на 18/12/2021
Одного образования мало, нужна политика "открытых дверей", как в Китае. А у нас в последнее время есть тенденция эту дверь прикрывать. Образование - это хорошо, но луди после учебы будут просто уезжать в более благоприятные для жизни страны


[ Ответить на это ]


Re: Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны (Всего: 0)
от Гость на 20/12/2021
О вреде просвещения также много чего понаписано


[ Ответить на это ]


Re: Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны (Всего: 0)
от Гость на 08/01/2022
Цитата:
"Какое образование должно обеспечивать технологическое перевооружение страны"

Для того, чтобы в 21-м веке Россия стала полноценной частью мировой технологической системы, нужен перевод русского языка на Латинский алфавит.

Русскоязычная научно-технологическая среда будет с каждым десятилетием угасать количественно, иметь всё меньше и меньше общего с передовыми актуальными мировыми наукой и технологиями.

Если посмотреть на карту алфавитов мира, кто не на латинском?
Без преувеличения: только север Африки толщиной в одну страну, и Азия и то не вся. Весь остальной мир живёт на Латинском алфавите.

Изданный в советское время массив научных книг и журналов безвозвратно устаревает. В каких-то областях знания это произошло полностью, в каких-то частично но скоро будет тоже полностью.

Одно из важнейших преимуществ перехода на Латиницу в том, что она позволит достойным людям и инвесторам из США, Евросоюза и Израиля напрямую управлять местной российской рабочей силой. До тех пор пока управляет патинская номенклатура, лица недостойного КГБшного происхождения - ничего хорошего на территории РФ создано не будет. Население будет жить в безнадёге, нищете и бесправии как в "осаждённой крепости" до тех пор пока не сдастся.

Предвидя волну гнева шестёрок режима, отмечу понимание: нынешнее поколение россиян в большинстве на смену алфавита не пойдёт, они будут проседать под санкциями и отставать в технологиях. Новые поколения неизбежно пойдут на уступки если хотят жить нормально. Про смены старых теорий на новые один из классиков мировой науки сказал (не точные слова, передаю смысл):

- "Новые научные истины в истории мировой науки побеждали чаще всего не так, чтобы их противников убеждали и те признавали свою неправоту. Чаще происходило так, что противники эти вымирали а новое поколение сразу воспринимало правильную истину".






[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru