proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[13/01/2022]     Безопасность перевозок радиоактивных материалов

Итоги за 2018-2021 и перспективы. Деятельность ГКО.

Бучельников А. Е., начальник отдела СП Департамент ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности ГК «Росатом»

Ежедневно по территории Российской Федерации перевозят несколько десятков различных радиоактивных грузов, причем объемы таких перевозок с каждым годом увеличиваются.



За прошедшие 70 лет производства и применения радиоактивных материалов (РМ) в Российской Федерации при их перевозке не было ни одной радиационной аварии. Достигнутый высокий уровень безопасности обусловлен жесткими требованиями к организации перевозок на всех этапах и к транспортным упаковочным комплектам. Большой положительный опыт обеспечения безопасности при перевозках РМ накоплен за счет технических и организационных мер.

Основная часть РМ используется во всех отраслях внутри страны, и основную часть перевозок РМ составляют внутренние перевозки. Значительным также является и объем  международных перевозок различных видов РМ в Россию и из России, и транзитных перевозок РМ через территорию России. Достигнутые результаты в части безопасности и физической защиты при перевозках РМ являются следствием применяемых подходов в системах управления и регулирования безопасности. 

В зависимости от степени опасности груза и необходимой степени его физической защиты были введены категории специальных перевозок, предусматривающие различные организационные мероприятия, включая специальную проверку маршрутов и их технического состояния, ограничение скорости движения, ограничение или исключение встречного движения, использование буферных транспортных средств, сопровождение и вооруженная охрана, особый диспетчерский контроль за следованием и др.

Перевозка РМ занимает особое место среди перевозок других общепромышленных грузов. Для нее характерен ряд особых, жестких требований, предъявляемых к упаковкам с РМ; к ответственности грузоотправителя (грузополучателя) и грузоперевозчика РМ.

Такой подход требует значительно более сложной системы гарантий надежности конструкций и качества используемых транспортных упаковочных комплектов, расчетных и экспериментальных методов, более сложной системы обоснования подтверждения выполнения требований.

 

Перевозки радиоактивных материалов

Общий объем перевозок РМ в мире составляет примерно 20 млн упаковок в год. В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч межобъектовых перевозок РМ автомобильным и железнодорожным транспортом в рамках ЯТЦ. Перевозки других опасных грузов составляют примерно 800 млн тонн в год или около 20% от всех промышленных грузов.

С каждым годом объемы перевозок растут (рис.1). Аварий (инцидентов, нарушений) с радиологическими последствиями не было  ни в мире, ни в России. Перевозки продолжаются во всех отраслях – в рамках ядерного топливного  цикла, для промышленности, медицины, сельского хозяйства и др. Продолжаются вывозы ОЯТ с зарубежных АЭС. Значительно возрос объем перевозок РАО, в том числе в рамках соответствующих программ хранения/захоронения РАО.

Рис.1. Автомобильные перевозки ядерных материалов 1 и 2 категории

В ноябре-декабре 2020 г. был осуществлен вывоз ОЯТ ВВЭР-1000 с АЭС «Козлодуй» на ФГУП «ПО «Маяк». Технические характеристики комплексов железной дороги болгарской стороны и инженерно-техническое оборудование позволили произвести эту операцию.

По итогам выполнения «пилотной» отправки была подтверждена возможность транспортировки ТУК-13/1B на транспортёрах ТК-13Т-2 по мультимодальной схеме без перегрузки в морском порту через паромный комплекс порта Кавказ и паромный комплекс Варна с задействованием производственной площадки «Белене».

ООО «РедЗемТехнологии»  выполнена первая перевозка монацитового концентрата (из Свердловской обл. в Китай) автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. АО «АТЦ Росатома» обеспечило сопровождение первого рейса из 12 вагонов (на каждом по два 20-футовых грузовых контейнера). АО «АТЦ Росатома» осуществлял контроль радиационной обстановки, контроль уровней облучения ж.д. персонала, обеспечение готовности на случай аварий при перевозке.

Всего требуется перевезти около 83 тыс. тонн монацитового концентрата (4150 грузовых контейнеров).

Международные перевозки производятся всеми видами транспорта, включая организацию международного транзита ЯМ и РВ по территории РФ, в том числе организация обеспечения ЯРБ и ФЗ.

Для перевозки и сопровождения ядерных материалов в 2020 г. было изготовлено и поставлено в организации отрасли 7 специальных автомобилей третьего поколения, предназначенных для перевозки и сопровождения специальных грузов в ГК «Росатом», отличающихся от предыдущего поколения повышенной надежностью, улучшенными характеристиками системы физической защиты, оптимизацией приспособлений для погрузочно-разгрузочных работ.

Выполнена замена комплексов АСБТ (автоматизированная система безопасности транспортирования), выработавших установленный срок эксплуатации на 9 железнодорожных вагонах и 3 специальных автомобилях. Выполнено годовое техническое обслуживание 187 комплексов АСБТ транспортных средств (вагонов, автомобилей и судов) и диспетчерских пунктов.  Оборудовано комплексами АСБТ-РВ 18 автомобилей и 2 диспетчерских пункта.  Проведены аттестационные испытания с оформлением аттестатов соответствия требованиям информационной безопасности на 45 комплексов АСБТ.

 

Транспортная реформа

С целью удовлетворение потребностей организаций отрасли в специальных перевозках, модернизации и оптимизации транспортной инфраструктуры; повышения уровня безопасности и обеспечение экономической эффективности СП, согласно приказу от 16.09.2010 № 1/255-П «Об утверждении Целевой программы «Структурная реформа транспортного обеспечения и развития отраслевой транспортной инфраструктуры» был создан отраслевой транспортно-логистический центр специальных перевозок (ОТЛЦ СП) (приказ от 21.12.2018 № 1/1485-П-дсп «Об осуществлении Госкорпорацией «Росатом» функций органа управления СП заинтересованного федерального органа исполнительной власти, за исключением перевозок, осуществляемых Министерством обороны Российской Федерации»).

Путем преобразования существующих структурных транспортных подразделений организаций ГК «Росатом» в филиалы АО «Атомспецтранс» был сформирован перспективный облик единой транспортно-логистической системы специальных перевозок (ТЛС СП).

 

Единый комплекс отраслевой транспортной инфраструктуры

Отраслевые внутрироссийские перевозки выполняют 64 предприятия отрасли. 6 филиалов,  9 подразделений и 14 представительств при РЖД расположены по регионам Российской Федерации.

Организация специальных перевозок всеми видами транспорта, в том числе международных (более 70 000 в год), включая территориальные воды Российской Федерации осуществляется под единой системой безопасности транспортирования.

Техническое обеспечение:

481 ед. автотранспортных средств;

645 ед. железнодорожных транспортных средства;

487 км совокупная протяженность ж/д путей;

Численность персонала – 2585 человек.

Отраслевой транспортно-логистический центр специальных перевозок осуществляет:

- сопровождение и таможенное оформление грузов в РФ и за рубежом;

- мониторинг и диспетчерирование отраслевых перевозок;

- разработку, выбор, эксплуатацию и организацию сертификации транспортных средств и ТУК;

- выполнение государственных заказов и  гособоронзаказов;

- консультационные услуги по организации специальных перевозок и  народнохозяйственных грузов;

- разработку логистических решений и новых маршрутов транспортирования грузов 7 класса опасности и народнохозяйственных грузов.

За 2018-2021 гг. существенно повышен уровень безопасности, значительно снижено количество нештатных ситуаций с задержкой транспортирования специального груза.

Консолидированы транспортные и людские активы отрасли, задействованные в специальных перевозках. Сокращение затрат для предприятий отрасли (в млн рублей).

Опережающие изменения в организации и техническом обеспечении процесса специальных перевозок полностью будут отвечать требованиям атомной отрасли, запланированное развитие которой в ближайшие десять лет приведет как к соответствующему увеличению количества перевозимых ядерных материалов и радиоактивных веществ, так и к корректировке маршрутов традиционных грузопотоков.

Проводится реконструкция и поддержание транспортной инфраструктуры.

Ведутся разработки и внедрение в практику современных решений в области логистики, специальной транспортной техники (ТС, ТУК, УКТ, ИСО и пр.) транспортной безопасности и физической защиты  (НИОКР).

Осуществляется разработка нормативных документов в области управления специальными перевозками, а также развития персонала, задействованного в специальных перевозках. Внедряется Цифровая платформа отраслевого транспортного комплекса с элементами Искусственного Интеллекта (IT Проект).

 

Перемещение ядерных материалов, ядерных установок через государственную границу Российской Федерации

Основными заявителями на выдачу разрешений на транзит являются компании Республик Казахстан и Узбекистан.

Подавляющее число перевозок  в упаковках типа ТУК-44/8 и ТУК-44/1 производится из Франции (компания Orano) в банк НОУ МАГАТЭ (Республика Казахстан, АО «УМЗ»).

В 2020 г. получено разрешение на транзит ядерных материалов в упаковке UX-30 из Нидерланд/Германии (компания Urenco) в Республику Корею (KEPCO).

 

Экспертиза безопасности и выдача сертификатов-разрешений

В области перевозок РМ в России действует система оценки соответствия, включающая целый ряд форм оценки соответствия. Действующая система позволяет гарантировать выполнение всех требований безопасности от стадии разработки и изготовления транспортных упаковочных комплектов и другого оборудования до непосредственной организации и осуществления перевозок РМ. 

Ключевым элементом системы является экспертиза безопасности и выдача со стороны ГКО (Госкорпорация «Росатом») сертификатов-разрешений на РМ, на конструкции упаковочных комплектов и на условия перевозок, подтверждающих их соответствие требованиям национальных и международных правил перевозок РМ.

Заявки на получение сертификатов-разрешений должны содержать всю необходимую информацию, на основании рассмотрения которой ГКО может быть уверен в выполнении соответствующих требований национальных и/или международных правил безопасности перевозок РМ.

В табл.1 показана статистика выдачи сертификатов-разрешений по годам, в табл. 2 – число отказов.

Табл.1

Табл.2. Число отказов в предоставлении государственной  услуги по выдаче сертификатов-разрешений 

2018 HP

2019

2020

3

15

33

2 %

6 %

16 %

 

Причины отказов:

- подача заявления с несоблюдением установленной формы, неполный комплект документов, экспертное заключение не соответствует Порядку проведения экспертизы  31%;

- отказ в согласовании проекта сертификата-разрешения ФОИВ  14%;

- недостоверная или искаженная информация в материалах заявления  29%;

- письменное обращение заявителя об отзыве заявления   26%.

 

Испытания ТУК ТК-С72 для ТВС PWR 14-футовой активной зоны на испытательной базе ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ»

Для подтверждения соответствия используемых конструкций упаковочных комплектов требованиям по прочности и огнестойкости были созданы несколько испытательных стендов, на которых проводятся  испытания в условиях, соответствующих самым тяжелым транспортным авариям, включая авиационные катастрофы. 

 Для перевозок РМ в России используются российские и зарубежные (разработанные и/или изготовленные за рубежом) транспортные средства и транспортные упаковочные комплекты, которые также проходят экспертизу и которые выдаются сертификаты-разрешения ГК «Росатом».

Образец ТУК ТК-С72, разработанный РФЯЦ-ВНИИЭФ, был подвергнут серии спытаний:
- испытание на свободное падение (угол 14° к вертикали, высота 1,2 м);
- испытание на глубину разрушения (сбрасывание стержня с высоты 1 м);
- испытание на механическое повреждение (образец ТУК  охлажден до минус 50,6°С):
- сбрасывание образца ТУК с высоты 9 м под углом 14° к вертикали
- сбрасывание в горизонтальном положении с высоты 1 м;
- тепловое испытание (пожар при 800°С в течение получаса);
- испытание на укладку штабелем (отдельный порожний образец ТУК).

Модель ТУК-166 (масштаб модели 1:2) подвергнута испытаниям на механические повреждения в горизонтальном положении:
- падение модели с высоты 9 м;
- падение модели на штырь с высоты 1 м.
Проведено дополнительное испытание на падение с 5 м в вертикальном положении.

Рис.2. испытания ТУК-166 (масштаб модели 1:2) на механические повреждения

 

Учет перевозок РМ в РФ

Начаты работы по учету перевозок РМ по типам упаковок, видам транспорта, областям использования перевозимых РМ, авариям и происшествиям в соответствии с функциями, возложенными на ГКО. Общее число перевозок в 2019 г.  составило примерно 100 тыс. упаковок в год (рис.3).

Рис.3. Распределение отправленных грузов РМ по областям использования РМ

 

Международное сотрудничество

В сфере международного сотрудничества составлен план работ по взаимодействию с МАГАТЭ и ИМО по вопросам  правового обеспечения ПЭБ.

Проведены работы по обоснованию безопасности транспортирования плавучих энергоблоков (ПЭБ) с ОЯТ и проработке вопросов необходимых/возможных изменений/дополнений международных нормативных документов:  Конвенция СОЛАС, Код ИМДГ, Код ОЯТ, Правила МАГАТЭ (2020, 2021 и далее) для обеспечения продвижения российских проектов ПЭБ в мире.

Со странами СНГ:

- Разработано и подписано Соглашение о трансграничных перевозках радиоактивных материалов в  государствах – участниках Содружества Независимых Государств (2019);

- Разработано и подписано Соглашение о взаимодействии государств – участников СНГ по обеспечению готовности на случай ядерной аварии или возникновения радиационной аварийной ситуации и взаимопомощи при ликвидации их последствий (2018).

 

В области нормативно-правовых вопросов ОТЛЦ СП принимал участие в разработке федеральных норм и правил по вопросам  транспортирования РМ.

Была осуществлена корректировка НП-053-16 "Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов". по НП-053-16 необходим достаточно серьезный пересмотр с учетом Правил МАГАТЭ SSR-6 (Rev.1) издание 2018 г. и учета специфики перевозок РМ в России.

Пересмотрены НП-074-06 «Требования к планированию и обеспечению готовности к ликвидации последствий аварий при транспортировании радиоактивных материалов».

Осуществлена разработка ФНП по внутриобъектовым перевозкам «Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов на объектах использования атомной энергии»; разработка ФНП «Пункты контейнерного хранения отработавшего ядерного топлива. Требования безопасности» (с использованием двухцелевых (транспорт/хранение) упаковочных комплектов.

 

По программе обучения российских и зарубежных специалистов в Санкт-Петербургском филиале АНО ДПО «Техническая академия Росатома» подготовлена Программа подготовки сопровождающих специальные грузы; организованы плановые курсы «Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» ( 2 раза в год, обучение очное, 48 часов); проводятся специальные курсы и отдельные лекции по заявкам организаций
 (АО Инжиниринговая компания «АСЭ», АО «Прорыв», АО «Газпром»).

АО «АТЦ Росатома» (Учебно-методический центр «Атомспас») проводит обучение специалистов АСФ по вопросам аварийного реагирования при перевозках РМ.

На рис. 4 показана статистика обучения специалистов разных предприятий и организаций «Росатома».

Рис. 4. статистика обучения специалистов разных предприятий и организаций «Росатома».

 

Заключение

Система управления безопасностью при перевозках РМ в России на протяжении 70 лет массовых перевозок различных видов радиоактивных материалов показала высокий уровень эффективности и рекордный уровень безопасности. В России в отличие от подходов многих стран для гарантий безопасности и особенно физической защиты сохраняется режим специальных перевозок, предусматривающий дополнительные меры безопасности для перевозок наиболее опасных грузов РМ.

 

Материал подготовлен Т.А. Девятовой на основе доклада А.Е Бучельникова на XV Международном ядерном форуме «Безопасность ядерных технологий: транспортирование радиоактивных материалов» (АТОМТРАНС-2021), Санкт-Петербург, октябрь 2021 г.

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Перевозки ядерных материалов
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Перевозки ядерных материалов:
Транспортирование ОЯТ: некоторые вопросы экономики и безопасности

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 3.66
Ответов: 3


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 1 Комментарий | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: Безопасность перевозок радиоактивных материалов (Всего: 0)
от Гость на 17/01/2022
Всё, что знал, всё и в доклад вставил)


[ Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.05 секунды
Рейтинг@Mail.ru