proatom.ru - сайт агентства ПРоАтом
Журналы Атомная стратегия 2022 год
  Агентство  ПРоАтом. 26 лет с атомной отраслью!              
Навигация
· Главная
· Все темы сайта
· Каталог поставщиков
· Контакты
· Наш архив
· Обратная связь
· Опросы
· Поиск по сайту
· Продукты и расценки
· Самое популярное
· Ссылки
· Форум
Журнал
Журнал Атомная стратегия
Подписка на электронную версию
Журнал Атомная стратегия
Атомные Блоги





Подписка
Подписку остановить невозможно! Подробнее...
Задать вопрос
Наши партнеры
PRo-движение
АНОНС
Вышло в свет второе издание двухтомника Б.И.Нигматулина. Подробнее
Новинка!

Вышла в свет книга Вадима Подольного « Архитектура высоконагруженных систем. Системы сбора информации, распределенные системы управления, системы реального времени».
PRo Погоду

Сотрудничество
Редакция приглашает региональных представителей журнала «Атомная стратегия»
и сайта proatom.ru.
E-mail: pr@proatom.ru Савичев Владимир.
Время и Судьбы

[22/02/2022]     О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке»

Андрей Виноградов, к.т.н., гл. конструктор проектов

«Теория заговора», проводимая против России г-ном Соросом, оказалась реальной. Щупальцы заговора либералов пронизали образование в России с начальных классов до институтов высшего образования. Исполнители заговора планомерно не только исказили в учебниках историю страны, но и значительно снизили объём знаний обучения в школе по физике, математике, химии и по др. предметам. И всё это западники, с помощью российских либералов, сделали под видом заботы о детях, защиты их от чрезмерной нагрузки и т.п.



Предисловие

Качество подготовки застопорилось на уровне начала 80-х годов прошлого века. Выпускники ВУЗов не подготовлены, чтоьы конструировать принципиально новые, экономически выгодные и безопасные атомные установки. В обучающих курсах и учебниках содержится только информация об уже созданных атомных реакторах, что не формирует нацеленность молодых конструкторов и инженеров создавать самим принципиально новые ядерные установки с «нуля», т.е. с чистого листа. Да и учебники и книги по конструированию атомных реакторов были выпущены в 1982-90  годах [1-2, 3,5]. 

Насаждение американской модели управления менеджерами только усилило деградацию научных и инженерных кадров в стратегических отраслях промышленности. «Менеджеры во главе науки - угроза технологическому суверенитету России»: http://proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=9488 

Прошел «Всемирный форум Валдай 2021», на котором Президент России В.В.Путин отметил, что капиталистическая модель государства себя изжила. Это доказывается очередным нарастающим всемирным экономическим кризисом, поскольку рынки сбыта перенасыщены товарами, а покупательная способность населения практически во всех государствах упала, десятки миллионов людей потеряли работу. Капиталистический принцип получения прибыли любой ценой исключает планирование как таковое. Перепроизводство продукции - обыденное дело. Производства банкротятся, количество безработных увеличивается, наступает массовая нищета людей, снижается качество медицинского обслуживания, возникают эпидемии. 

В атомной энергетике компания США Westinghouse обанкротилась, её 42 энергоблока BWR по всему Миру заморозили строительство после аварии на АЭС Фукусима. Эта авария впервые показала Миру, что водоохлаждаемый реактор может расплавиться, не смотря на наличие всех необходимых систем безопасности согласно требованиям МАГАТЭ, а также наличия всех необходимых документов, разрешающих эксплуатацию. 

Первым учебным пособием для студентов было выпущенное кафедрой МВТУ им. Н.Э.Баумана в 1982 году «Конструирование ядерных реакторов»: Учеб. пособие для вузов/ авт. И.Я. Емельянов, В.И. Михан, В.И. Солонин. Под общ. ред. акад. Н.А.Доллежаля [1] и далее в 1990 году «Ядерные энергетические установки» [3] и «Конструирование ядерных реакторов», авт. В.И.Солонин, 2021 год [4]. А также была выпущено в 1982 году пособие «Основы теории и методы расчета ядерных энергетических реакторов» под ред. Г.А.Батя [2]. Следует отметить, что изложенные в этом пособии методики и программы расчета ядерных энергетических реакторов совершенно отстали от современных методов и программ расчета в различных сертифицированных кодах. 

В этих пособиях на самом деле не приводится алгоритм конструирования атомного реактора с «нуля», т.е. с чистого листа, а показываются на уже готовых старых и известных технических решениях конструкций действующих установок, на примере которых демонстрируются расчеты того, или иного узла. Кстати, и демонстрация расчетов делается на старинных подходах и методиках. Надеюсь, что два ведущих доктора наук всё же соберутся написать хотя бы статью о современных способах расчета реактора, а лучше - подробное учебное пособие. 

Главной причиной продолжения строительства в России АЭС на базе ВВЭР с разной степенью модернизации (контейнмент, ловушка расплава и др.) для выполнения требований МАГАТЭ, явилась необходимость замещения мощностей действующих АЭС, реакторы которых выработали свой ресурс. А также, такое решение продолжения строительства АЭС с ВВЭРом было обусловлено необходимостью сохранения в рабочем состоянии производственных мощностей и сбережения навыков и знаний в конструкторских и проектных коллективах отрасли. Старая гвардия отрасли могла строить только ВВЭРы, БНы и РБМК. Все стройки АЭС являлись мега-проектами, характеризовались дороговизной и долгостроем. В России, начиная с 2000 года, ввод в эксплуатацию каждого блока АЭС с ВВЭРом приводил к удорожанию тарифа за 1 кВт/час на электроэнергию на 1 рубль. 

В настоящем пособии нет критики существующих, строящихся и проектируемых АЭС и АСММ с точки зрения экономики и безопасности, поскольку этому вопросу уже посвящено множество статей и публикаций. Студенты сами смогут оценить, сколько реально обоснованных современными расчетами негативных свойств содержат сегодня предлагаемые КБ отрасли проекты АЭС и АСММ с водо-водяными реакторами. В частности, по анализам аварий на Чернобыльской АЭС с РБМК-1000 и на АЭС Фукусима с водо-водяным кипящим реактором сделан вывод о том, что реакторы с водяным теплоносителем не являются безопасными, поскольку фазовый переход воды в пар снижает отвод тепла от твэлов, что и является причиной расплавления ядерного топлива. И далее, быстрый набор температуры Лейденфроста и расплавление корпуса реактора. Причём, конструкция реакторов такова, что во время аварии ядерное топливо остается в компактной форме в активной зоне, а охлаждение компактного расположения ядерного топлива, как показал анализ аварий, практически не осуществимо из-за быстрого достижения температуры Лейденфроста. 

По  классификации  МАГАТЭ,    к  АСММ  относятся  те,  у  которых  электрическая мощность      не      превышает      300      МВт  [7].  Замечу,  что  тепловая  мощность атомного  реактора, к.п.д.  и  его  тип  не  оговорены  в  документе. 

Издание  Nuclear  Energy  Insider  пишет: «В  подготовленном Национальной  ядерной  лабораторией  Великобритании технико-экономическом  обосновании  утверждается,  что объем  мирового  рынка  Малых  Модульных  Реакторов  (ММР) к  2035  году  может  составить  65−85  ГВт  и  оценивается  в £250−400  млрд  ($  300−500  млрд.).  ММР  обладают  рядом преимуществ по сравнению с традиционными большими АЭС: они  могут  занять  долю  в  диверсифицированном энергобалансе,  работать  в  отсутствие  подключения к  электросетям  (ЛЭП),  а  также  использоваться  с  целью выработки  тепла  для  технологических  нужд,  опреснения воды и производства водорода». Однако не отмечено, что наибольший спрос на ММР попадает на единичную мощность блока от 5 до 50 МВт эл. Хотя в условиях кризиса и противостояния, особо верить этим прогнозам запада нет основания, надо делать собственный анализ рынка. 

Данное пособие содержит историческую справку первых шагов в ядерных технологиях, о чем студентам, возможно, будет интересно знать. Главное в том, что пособие содержит алгоритм, как надо конструировать с чистого листа безопасную и экономически выгодную атомную генерирующую электроэнергию установку в 21-ом веке. 

Хорошо бы знать студенту, что Гипотеза это не ложь и не правда. Если гипотеза подтверждается экспериментально, то она становится теорией. Если гипотеза не подтверждена экспериментом, то она становится научной проблемой. 

Сегодня в условиях развитой в СМИ информационной войны в ход идут и научные гипотезы, которые планомерно внедряют в умы человечества как теорию. А это не что иное как инструмент нагнетания в обществе страха (страшилок) о будущем планеты Земля. Цель этого разрешить мировой кризис в свою пользу за счет других, т.е. обложить налогом все государства. Теории климата планеты нет до сих пор, о чем заявил на ПроАтоме академик Роберт Нигматулин ещё два года назад. А обложение налогом всех государств идет полным ходом уже сейчас. 

Я полагаю, что студенты должны знать истину про «Потепление климата», про Киотский протокол, про СО2, про «озоновые дыры» и аналогичный бред из мира техники и науки, который в 21-ом веке стали раскручивают ради выгоды корпораций. Согласно специальным службам безопасности государств, все эти деяния подпадают под понятие «Научный терроризм». Хорошо, если будущий инженер будет иметь широкий кругозор, который поможет ему сразу распознать блеф в программах развития атомной отрасли и конструкциях атомных установок, предлагаемых для реализации. 

В ТВ программе «Скрытые угрозы с Николаем Чиндяйкиным» - Альманах  №   58  (29.03.2021)  https://m.youtube.com/watch? v=vKRJFoENJ74  сказано,  что  согласно  последним исследованиям  сегодня  в  атмосфере  земли  0,04  % углекислого  газа,  а  в  палеозойскую  (палеос  -  на  греч. древний)  эру  было  в  5  раз  больше,  т.е.  0,2  %,  и  жизнь активно  развивалась  на  планете.  По  другим  справочным данным  https://ecotestexpress.ru/articles/sostav-vozdukha/ состава воздуха:  азот  -  78,08%,  кислород  -  20,94%  плотность  1,43 кг/м3, аргон - 0,93%, углекислый газ - 0,04% плотность 1,97 кг/м3.  Кроме  этого  мы  недооцениваем  и  благоприятное воздействие СО2 на человека. Из  комментариев  Сергея  Длина,  невролога,  и  Сергея Умрюхина,  д.м.н.,  завкафедрой  нормальной  физиологии Сеченовского  университета,  Москва:  «Команду  на  вдох даёт  головной  мозг  при  повышении  концентрации  СО2  в крови,  а  более  конкретно,  содержание  кислорода  в  крови опережающее регулируется содержанием СО2 в крови. 

Если концентрация  СО2  низкая,  то  команды  на  вздох  не  даётся. Все  системы  организма  связаны  с СО2,  если  его  не  будет  в организме,  то  наступит  смерть  человека.  Например,  горная болезнь,  часто  вдыхаешь,  улетучивается  из  организма  СО2, далее  нет  команды  на  вздох,  человек  задыхается  и умирает».  Клеткам  взрослого  человека  нужно  всего  2% кислорода  и  7%  СО2.  Кислород  транспортируется  по кровеносной  системе  в  клетке  гемоглобина,  и  кислород отдается в клетку ткани человека замещением СО2». Выводы о  важности  СО2    опубликовали  ученые  в  журналах  «Nature Geoscience»  и  Наука,  ТАСС  [4].  Малое  количество  СО2  в воздухе  планеты  препятствует  выработки  О2  за  счет фотосинтеза.  Озоновый  слой,  который  состоит  из  молекул кислорода,  будет  тоньше,  не  будет  защиты  планеты  от ультрафиолета. Человек вымрет [4,5]. Кроме того, углерод из СО2 является строительным материалом для растений и деревьев. В листьях деревьев за счет фотосинтеза происходит расщепление СО2. Кислород из устьев листа выделяется в атмосферу, а углерод соком расходится по всему растению, формируя древесное волокно ствола. 

Существует  расхожее  мнение,  что  СО2  создает  парниковый эффект,  якобы  перегревает  океаны,  землю,  но  расчеты показывают и обратное, что без защитного слоя СО2, водная поверхность  отражала  бы  тепловой  поток  излучения  от солнца  и  вся  планета  покрылась  бы  льдом.  Всё  больше ученых  приходят  к  мысли,  что  не  сам  газ,  а  наша  борьба  с ним приведет к катастрофе. 

В  недавнем  прошлом  мы  уже  сталкивались  с  блефом  в отношении «озоновых дыр» якобы из-за применения «Фреона 12»  -  рабочего  тела  в  холодильных  системах.  Все  «учёные умы»  в  западном  мире  в  один  голос  заговорили,  что  надо применять  «Фреон  22»,  который  «озоновых  дыр»  якобы  не будет  образовывать.  Прошло  время, деньги на фреоне лоббисты отмыли,  и  выяснилось,  что «озоновые  дыры»  возникают  и  исчезают  сами  по  себе,  вне зависимости от деятельности человека. 

Мы также слышали про выделения коровами метана, который повышает температуру. Коров надо истребить, был сделан вывод лоббистами этого блефа. И многое ещё чего вывалилось на головы обывателей и правительств государств. 

Любой блеф  это инструмент недобросовестной конкуренции за  рынки  сбыта.  Блеф  это  финансовая  выгода  кому-то одному, но банкротство конкурентам. Через какое-то время блеф  обязательно  раскрывается. Мы  прекрасно  помним  про «пробирку  с  белым  порошком»,  которая  явилась  блефом,  а не  доказательством  химического  оружия. Ирак  практически уничтожили.  А  блеф  «белых  касок»  в  Сирии,  якобы,  о применении  химического  оружия России?.  К  несчастью  для  всего мира,  блеф  и  ложь  стали  инструментом  для  западных государств в достижении своих корыстных целей, обыденным делом, нормой.

 

Глава 1. Достижения и открытия в ядерной области до 6 августа 1945 года

§1. О хронологии открытий и их описания [6]

Работы Э.Резерфорда (E.Rutherford) 1919 года по искусственному расщеплению ядер были продолжены. Усовершенствование высоковольтного оборудования позволило естественные альфа-частицы заменить на рукотворные, получаемые быстрыми ионами водорода или гелия в экспериментах Кокрофта (J.D.Cockcroft) и Уолтона (E.T.S.Walton), в результате чего в лаборатории Резерфорда было экспериментально доказано эквивалентность энергии и массы [6, стр.27]. 

Ещё в 1905 году один из выводов Эйнштейна, полученных на ранней стадии развития теории относительности, состоял в том, что инертная масса движущегося тела увеличивается с возрастанием его скорости. Это означало эквивалентность изменения энергии движения тела (кинетической энергии), и изменения его массы. 

В тот период времени, и ещё долгое время инженеры и физики считали это фикцией, а комики распахивали почву для издевательств над учеными. 

Количество энергии E эквивалентное массе m, по Эйнштейну определяется уравнением  E = m*c2 , где с - скорость света. Это уравнение приводит к удивительным результатам. Оно показывает, что один килограмм вещества, полностью превращенного в энергию, дал бы 25 миллиардов киловатт*часов энергии. 

Пояснение: горение вещества, окисление и другие реакции с выделением тепла, не являются ядерными превращениями деления ядра. Во всех химических реакциях ядра атомов различных элементов сохраняются ядрами, работают только валентные связи. 

В 1932 году было сделано открытие нейтрона (Дж.Чэдвик, Англия). Нейтрон, в отличие от других субатомных частиц, не имеет заряда, что обуславливает невозможность непосредственного его наблюдения и придаёт ему большую проникающую способность [6 стр. 20]. Нейтрон свободно может проходить в поле заряда ядра элемента и проникать в ядро. Нейтроны обычно получаются бомбардировкой бериллия или бора естественными альфа-частицами или бомбардировкой подходящих мишеней протонами или дейтронами. Самый простой источник (генератор) нейтронов это смесь радия и бериллия, в которой альфа-частицы радия и продукты его распада проникают в ядра бериллия 9Be, которые затем отдают нейтроны и превращаются в устойчивые ядра обычного углерода 12C [6 стр.28]. 

1932 год был отмечен и другими важными событиями [6 стр. 21]: 

1). Г.К.Юри, Ф.Г.Брикуэдде и Дж.М.Мерфи обнаружили у водорода изотоп с массовым числом 2, содержащийся в естественном водороде в количестве 1:5000 и дали ему название «дейтерий» [6 стр.52]. Крупное производство 2D было на заводе в Норвегии. 

2). Был открыт позитрон, который впервые наблюдался К.Д.Андерсеном в Технологическом институте в Калифорнии. Масса позитрона равна массе электрона, заряд по модулю имеет такой же, как электрон, но знак положительный. Позитрон интересен нам только как частица, испускаемая искусственными радиоактивными ядрами, т.е. для диагностики. 

В первых числах января 1939 года в журнале Naturwissenschaften О.Ган и Ф.Штрасман в Германии опубликовали доказательства, что при действии нейтронов на уран получается изотоп бария. И далее эта новость разошлась по цепочке от Нильса Бора к его ученику Дж.А.Уилеру и др. в Принстоне, и далее к Э.Ферми в Колумбийском университете, и т.д. На конференции 26 января 1939 года при обсуждении с Бором явления деления урана Ферми упомянул догадку, что при делении урана могут испускаться нейтроны. С этого момента непрерывный поток научных более 400 докладов о делении ядер не прекращался. Полный анализ и обсуждение этих работ дан в статье Тэрнера 6 декабря 1939 года в журнале Reviews of Modern Physics. Это была последняя открытая публикации, с 1940 года результаты исследований сохранялись в тайне. 

Получение правительственной поддержки США для проведения исследовательских работ по физике ядра оказалось делом более сложным. Первый контакт с правительством США был установлен Пеграмом (G.B.Pegram) из Колумбийского университета в марте 1939 года [6 стр.58]. Президент Рузвельт назначил комитет, известный под названием «Консультативный комитет по урану», который поощрял физиков и все работы по урану. 

Итак, в 1939 году открыли явление деления ядер урана (О.Ган и Ф.Штрасман) и ядер тория (Грант), которое возникало в результате захвата ядром нейтрона. Позже была определена энергия нейтрона, которая  вызывала деление ядра урана 235 с выделением большой энергии в виде тепла, или не вызывала выделение тепла, при захвате ядром урана 238.

 

§2. Масса и энергия эквивалентны

Из чего берётся энергия деления? Масса и энергия эквивалентны? Для разрушения устойчивой системы необходимо произвести работу - это общий физический принцип. Так, если группа нейтронов и протонов устойчива в ядре, то на разрушение составляющих его частиц должна быть затрачена энергия. Если действительно энергия и масса эквивалентны, то общая масса устойчивого ядра должна быть меньше общей массы отдельных протонов и нейтронов, которые его составляют. Эта разность масс должна быть эквивалентна энергии, которая необходима для полного разрушения ядра и называется энергией связи. В действительности, как показали Ган и Штрасман на примере бария (Z=56,  A=от 135 до 140), как продукта деления, расщепление происходит таким образом, что получаются две неравные частици с массовыми числами около 140 и 90, с испусканием нескольких нейтронов и последующим радиоактивным распадом путем испускания электронов, которое не прекращается до тех пор, пока не образуются устойчивые ядра. Вычисленная на основании данных об энергии связи показывают, что всякая такая перегруппировка дает общую результирующую массу, значительно меньше, чем первоначальная масса ядра урана. И таким образом, должно освобождаться большое количество энергии [6, стр. 36-37]. 

В литературе [5] и [6] есть некоторое расхождение в хронологии событий. Так в [1] уже в 1932 году ввели понятие критической массы (Перрен) и пришли к обсуждению о возможности осуществления цепной реакции деления урана (Жолио, Гальбан и Коварски), поскольку экспериментально обнаружили, что в результате деления ядра образуется средне статистически  больше нейтронов, чем требуется для продолжения цепной реакции. Был сделан вывод, что часть нейтронов можно использовать в захвате ядром 238 U, в результате чего получать ядро плутония 239 Pu. Плутоний нужен был для атомной бомбы. Конструкция первого атомного реактора решала только три задачи: поддержание цепной реакции деления, поглощение ураном 238 нейтронов и накопление плутония 239, отвод тепла от конструкций реактора без специальной системы охлаждения. Реактор «нулевой мощности» предназначался для экспериментального определения практически все физических и ядерных свойств урана, плутония и тория, а также свойства различных замедлителей и конструкционных материалов котла,  сечения взаимодействия ядер и нейтронов, процессы замедления нейтронов, тепловые эффекты и т.п.

§3. Строительство атомных реакторов в США и их краткое описание

Как только приступили к конструкторским проработкам ядерного котла, летом 1940 года был организован Комитет Исследований Национальной Обороны (National Defense Research Committee - NDRC, председатель - Ванневар Буш), который предложил многим учёным США работать по военным направлениям в рамках ядерной программы, и установил приоритетное  финансирование. До этого финансирование и поощрения выполнялись через Урановый Комитет, который по указанию Рузвельта преобразовали в подкомитет NDRC - «Урановый комитет» в составе: председатель Бригс, Пеграм, Юри, Бимс, Тьюв, Р.Гэн и Брейт. Следует заметить, что ученых уже нет в управлении снабжением и выделением денег, но они обеспечивали быстро и с лихвой ученых всем необходимым и поощрениями. 

И уже 2 декабря 1942 году в окрестностях Чикаго был сделан пуск первого в Мире рукотворного ядерного реактора нулевой мощности, т.н. Вест-Стэндского котла, первоначально построенного на земельном участке Чикагского университета. Это котел был заведомо безопасным и на природном металлическом уране, мощностью несколько Ватт (руководили работами Э. Ферми и группы сотрудников, возглавляемых У.Г.Цинном и Г.Л.Андерсеном, а также, специалист по измерениям В.К.Вильсоном). 

Природный металлический уран, температура плавления около 1150 0С,  состоящий в основном из изотопа   238U на 99,3%, содержал 0,006%,  изотопа 234U и также  0,7 % изотопа 235U, делящегося тепловыми нейтронами. Более подробно о проблемах цепной реакции и физике реактора, и обо всех обоснующих цепную реакцию экспериментах, можно узнать в [6]. Сначала котёл работал на тепловой мощности 0,5 Вт, а 12 декабря 1942 года мощность была увеличена до 200 Вт. Тепло от реакции деления выделялось в самом металлическом уране, выполненного в виде небольшой длины цилиндра, и нагревало весь графитовый куб установки. Цилиндры с ураном размещали в графитовом кубе в узлах пространственной решётки, что уменьшало число захватов нейтронов без деления (так думали Ферми и Сцилард) по сравнению с однородной смесью (с гомогенным распределением урана в замедлителе). 

Следующим этапом было строительство с 1943 года опытной установки в Клинтоне (штат Теннеси, США), в основном, для производства некоторого количества плутония, необходимого для исследования по химическому разделению, директор М.Д.Уитекер (M.D.Whitaker). Проект Клинтонского котла выполнен фирмой Дюпон и Металлургической лабораторией. Постройку делала фирма Дюпон, эксплуатация котла выполнялась Чикагским университетом. 

Клинтонский котёл представлял собой графитовый куб, имеющий внутри горизонтальные цилиндрические каналы, в которые с зазором устанавливались цилиндрические блочки из металлического природного урана, покрытые непроницаемыми алюминиевыми оболочками. Блочки закладывались в горизонтальные каналы через стенку спереди котла. Зазор между блочками и диаметром канала служил для охлаждения потоком воздуха от вентиляторов. Горизонтальные каналы позволяли выталкивать блочки с накопленным плутонием за пределы графитовой кладки (активной зоны) через заднюю стенку котла. В дальнейшем эти блочки (и стержни из урана) назовут тепловыделяющими элементами - твэлами.  Тепло отводилось от твэла потоком воздуха, а затем отбиралось через теплообменник водяной системой охлаждения реактора и сбрасывалось в водоём. Помимо каналов с ураном в котле имелись сквозные горизонтальные каналы для стержней управления (для поддержания коэффициента размножения K>1), для измерительных датчиков и т.п. Производительность клинтонской установки соответствовала мощности котла в 1000 кВт. 

Клинтонский котёл начал работать 4 ноября 1943 года, и его мощность за несколько дней достигла 500 кВт при максимальной температуре поверхности урановых стержней в 110 0С. За счет повышения герметичности оболочек урановых стержней, выравнивания  энерговыделения, установки лучших вентиляторов в мае 1944 года мощность клинтонского котла достигла 1800 кВт. Первая партия урановых стержней из котла поступила на разделительную установку 20 декабря 1943 года. К концу января 1944 года уран из котла поступал на разделительную установку в количестве 1/3 тонны в сутки. К 1 февраля 1944 года было выдано 190 мг плутония, а к 1 марта того же года было выдано уже несколько граммов. Эффективность регенерации отработанного ядерного топлива  с самого начала была равна примерно 50%, а в июне 1944 года она уже составляла от 80% до 90% [6]. 

Следует особо отметить, что конструкция атомных котлов для выработки оружейного плутония в СССР отличалась от котлов США. В котлах США были горизонтальные каналы с блоками урана. В СССР главным конструктором (Н.А.Доллежаль) была реализована конструкция котла с вертикальным расположением каналов с блоками металлического природного урана. Каждый из этих каналов мог просто краном извлекаться из графитовой кладки активной зоны и заменяться новым исправным каналом.  Это обстоятельство позволяло быстро находить и извлекать полностью канал с попавшими из него радиоактивными элементами  в воду охлаждения.  По этой причине возвратная вода охлаждения меньше заражалась радиоактивными элементами. Поэтому бассейн реки Колумбия в США был более загрязнён радиацией, чем бассейны рек в зоне промышленных реакторов в СССР. 

В ПРИЛОЖЕНИИ 1 представлены рис. 1 и 2 промышленной зоны атомных реакторов в США в бассейне реки Колумбия штата Вашингтон, 1942-44 г. [6].

Приложение 1

Рис. 1

Рис. 2

Глава 2. Требования к электрогенерирующей и силовой установке однозначно определяют тип и конструкцию ядерного реактора

§4. Требования к электрогенерирующей установке

Требования к электрогенерирующей установке (ЭГУ). Под обобщённым понятием ЭГУ подразумевается АЭС, АСММ, транспортные ЭГУ (для авиации, космоса, флота и др.). Такие же требования в общем случае распространяются и на Малые  Модульные  Реакторы (ММР) мощностью от 5 до 50 МВт эл., а также на технологические, специальные и исследовательские атомные реакторы, которые не вырабатывают электроэнергию. 

Для лучшего пониманя этого раздела надо ознакомиться с принятыми терминами и определениями, см. Приложение 2 пособия. 

В Мире в 21-ом веке формируется новая парадигма электрогенерации, на основе «ядерных батареек» [1,2] и многозонных высокотемпературных газовых реакторов (HTGR) с нагрузкой на одну газовую турбину замкнутого цикла (Китай). В этом случае электроэнергия становится явным товаром, а не как в 20-ом веке по старинке - мегапроектом АЭС. На электроэнергетическом рынке указанные ниже пункты концепции в большей мере относятся к ММР мощностью от 5 до 50 МВт эл. 

Пришли к выводу, что энергоблок в 21-ом веке и вся новая парадигма электрогенерации под тезисом: - продаём электроэнергию, а не «железо»», должна обладать следующими свойствами, по пунктам:

1.      абсолютной ядерной естественной безопасностью энергоблока (без внешних навесных систем и оболочек). 

2.      значительным экономическим  преимуществом перед  другими видами электрогенерации. 

3.      энергоблок должен работать по принципу «plug and play», т.е. включи и потребляй электроэнергию, с выходом на мощность за десятки секунд. 

4.      работой автоматически в режиме слежения нагрузки и с самозащитой от коротких замыканий (КЗ), и возвращением в рабочее состояние после устранения КЗ. 

5.      полным изготовлением, испытанием и сертификацией на заводе-изготовителе. 

6.      отсутствием необходимости обслуживания и ремонта. 

7.      отсутствием капитальных  затрат, отсутствием строительства на площадке размещения. 

8.      возможностью длительного хранения (до 50-и лет) в транспортном состоянии при большом диапазоне температуры окружающей среды (от +80 до - 70 гр. С). 

9.      транспортабельностью доставки в любую точку планеты любым транспортом, массой до 40 тонн и габаритами 24-х футового транспортного контейнера; а для ММР мощностью от 5 до 50 МВт эл. с массой до 20 тонн доставка авиатранспортом с десантированием на площадку размещения. 

10.  устойчивостью энергоблока к землетрясениям до 8 и более баллов по MSK-64, к внешним температурам от плюс 80 до минус 70 0С при хранении, доставке и эксплуатации. 

11.  быстрой заменой на новый энергоблок (1-3 часа) или включение из «холодного резерва» за несколько секунд. 

12.  завод-изготовитель  продаёт потребителю электроэнергию и установленную мощность, и всё налогообложение, экологические платежи, формирование резервных фондов, а также утилизация «железа»  и ОЯТ ложится на него. Потребитель освобожден от всех этих хлопот. 

13.  стоимость отпускной электроэнергии должна быть меньше стоимости электрогенерации на газе. 

Энергоблок с указанными выше свойствами будет обладать высокой покупной способностью в Мире. В 2019 году по  оценкам МАГАТЭ, мировая потребность  в маломощных реакторах  до 2040  года —      от 0,5  до  1  тыс.  блоков.  По  данным  британской  Национальной  ядерной лаборатории,  к  2035  году  рынок  малых  модульных  реакторов  гражданского назначения  достигнет  400  млрд  фунтов  стерлингов  (около  517,5  млрд долларов).  В  каталог  Advances  in  Small  Modular  Reactor  Technology Developments  2018  (МАГАТЭ  обновляет  его  раз  в  два  года)  внесено  56 проектов АСММ... авт. Мария Полякова, «Страна РОСАТОМ», 02.05.2019. 

А также могут и будут добавляться новые пункты концепции по мере обнаружения ранее не известных явлений в процессе эксплуатации энергоблока. 

На сегодняшний день, сложившийся до настоящего момента подход конструирования электрогенерирующей установки (ЭУ)? от возможностей ядерного реактора к требованиям от потребителя существенно стал экономически не выгодным, тормозящим развитие атомной отрасли. Т.е. конструкция атомного реактора диктовала потребителю, что можно с ним делать, и что нельзя делать. Это видно на примере АЭС с ВВЭРами. Так, например, приемистость энергоблока и количество выбрасываемого в окружающую среду тепла определяется (задаётся) атомным реактором; сроки останова энергоблока на ремонт и перегрузку ядерного топлива определялось атомным реактором, и т.д. В 21-ом веке всё наоборот. Условия рынка диктуют требования к энергоблоку, т.е. потребитель заказывает, а реактор создают под условия потребителя (заказчика). Именно делают новый атомный реактор таким, чтобы удовлетворить требования потребителя, а не модернизировать «хвосты» существующих установок под старый реактор, как сейчас модно у менеджеров: - «сделать инновационное изделие, с новым названием и новой этикеткой, используя принцип референтности, т.е. переставив стулья». 

Для силовых установок флота нужны такие потребительские свойства как: приемистость и манёвренность корабля, невидимый из космоса тепловой шлейф, время вывода на полный ход с момента запуска реактора, принцип «plug and play», т.е. подключи и сразу полный ход, лёгкий способ доставки к потребителю любым транспортом, в т.ч. авиацией с десантированием. Значимыми факторами явились такие моменты как необходимость обслуживания и ремонта установки, контакт реактора с экипажем, занимаемый объём реакторной установкой на судне (корабле, подлодке), длительность и условия перегрузки ядерного топлива, стоимость последствий от ядерной аварии, требуемая квалификация ремонтного и обслуживающего персонала, и множество других актуальных на завтрашний день свойств. 

Для электрогенерирующих атомных установок на суше и под водой нужны другие свойства, такие как: бизнес электрическая мощность установки, объём строительных работ, длительность строительства, стоимость строительства, лёгкий способ доставки к месту размещения любым транспортом, в т.ч. авиацией, принцип «plug and play», т.е. подключи и сразу полную мощность предоставь потребителю, необходимость и стоимость обслуживания, стоимость ремонта, длительность простоя энергоблока и затраты человеко-часов на перегрузку ядерного топлива, стоимость хранения и вывозки отработанного ядерного топлива (ОЯТ), утилизация всей электрогенерирующей установки (принцип «Зелёная лужайка»), возможность работы энергоблока в режиме слежения нагрузки, не боязнь коротких замыканий, сложность системы управления, стоимость её ремонта, требуемая квалификация обслуживающего персонала, стоимость ликвидации последствий ядерной аварии, стоимость экологических последствий от ядерной аварии, и много других свойств. 

Совершенно очевидно, что и атомный движитель под условия флота, и атомная электрогенерирующая установка для суши и подводой, это новая парадигма атомных реакторов, содержащая принципиально иной подход к их конструированию с «нуля», т.е. с чистого листа. 

Таким образом, требования потребителя и условия работы существенным образом задают конструкцию ядерного реактора. 

PS.Прошу высказать письменно с указанием ФИО комментатора Ваши мысли по поводу представленных 13-и пунктов концепции.  Виноградов А.А.

Литература

1.      Конструирование ядерных реакторов: Учеб. пособие для вузов/ авт. И.Я. Емельянов, В.И. Михан, В.И. Солонин. Под общ. ред. акад. Н.А. Доллежаля. - М.:  Энергоиздат, 1982. - 400 с., ил. 

2.      Основы теории и методы расчета ядерных энергетических реакторов: Учеб. пособие для вузов/ авт. Г.Г. Бартоломей, Г.А. Бать, В.Д. Байбаков, М.С. Алтухов. Под ред. Г.А. Батя. - М.: Энергоиздат, 1982. - 000 с. ил.. 

3.      Ядерные энергетические установки: Учеб. пособие для вузов/ авт. Б.Г. Ганчев, Л.Л. Калишевский, Р.С. Демешев, Е.Б. Копосов, Л.А. Кузнецов, Н.Ф. Рекшня, С.В. Селиховкин.  Под общ. ред. Н.А. Доллежля. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Энергоатом издат, 1990 - 629 с. : ил. 

4.      Конструирование Ядерных Реакторов /авт. В.И. Солонин – М.: Книга по Требованию, 2021. – 399 с. 

5.      Блан Д. Ядра, частицы, ядерные реакторы. Перевод с Фр. к.ф-м.н. Самсоненко Н.В. - М.: «Мир», 1989. - 336 с., ил.  / Noyaux, particules. Reacteurs nucleaires. Daniel Blanc, Pr. Universities Paul-Sabatier, Toulouse, Paris, 1987. 

6.       Смит Г.Д. Атомная энергия для военных целей. Официальный отчет о разработке атомной бомбы под наблюдением правительства США. Перевод с Англ. Москва -1946./ Военное Министерство, Вашингтон, Август 1945 г. Генерал-майор США Л. Р. Гроувз. 

7.      «Малые и средние АЭС». Авт. БОРИС МАРЦИНКЕВИЧ, «Геоэнергетика», онлайн журнал, 10.01.2017. HTTP://GEOENERGETICS.RU/AUTHOR/BORIS-ALESTAR/

 

 
Связанные ссылки
· Больше про Атомная энергетика
· Новость от Proatom


Самая читаемая статья: Атомная энергетика:
Атомная энергетика России. Время упущенных возможностей

Рейтинг статьи
Средняя оценка работы автора: 2.66
Ответов: 36


Проголосуйте, пожалуйста, за работу автора:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо

опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу

"Авторизация" | Создать Акаунт | 46 Комментарии | Поиск в дискуссии
Спасибо за проявленный интерес

Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 22/02/2022
Это всё, что Вы за несколько лет написали по проекту учебника?
Объявляли несколько лет назад сбор группы экспертов для создания всеобъемлющего учебного пособия. За годы группе экспертов, распределив роли, до'лжно суметь целую энциклопедию издать многотомную: осветив в ней все аспекты технглогии от добычи урана, обогащения, создания реакторов разных типов, управления и эксплуатации, до переработки ОЯТ с выделением плутония и захоронением РАО. 
Толком ничего не сделано.
Ну а Джордж Сорос живёт и здравствует: из 193 существующих в мире стран его фонд "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО" сейчас активно легально работает более чем в 100 странах. Вне закона, помимо России, объявлен только в нескольких странах-изгоях которые под санкциями и под угрозой бомбардировок.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 23/02/2022
Ну а Джордж Сорос живёт и здравствует: из 193 существующих в мире стран его фонд "ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО" сейчас активно легально работает более чем в 100 странах. Вне закона, помимо России, объявлен только в нескольких странах-изгоях которые под санкциями и под угрозой бомбардировок.
Например, в стране-изгое - Венгрии!

Укропчик ты наш, недобитый (пока!)


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 24/02/2022
Джордж Сорос - личный враг Королевы Елизаветы II!!!
Он "носа не кажет" в Великобританию, жидёнок пархатый!


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 22/02/2022
Цитата: "значительно снизили объём знаний обучения в школе по физике, математике, химии "
Два тезиса хочется на это сказать.Во-первых.Да, это было. Наш поток в школе учился по 5 часов в неделю физики и 1 час астрономии. Это счииалось мало, поэтому вовсю посещал факультатив физи ки после занятий, где лично директор школы - по совместительству лично преподававший физику - готовил нас к олимпиадам в которых мы участвовали и побеждали.Со следующего потока - на год младше нас - учились физике 2 часа в неделю, астрономию отменили вовсе. Освободившиеся часы транжирили на "мировую художественную культуру". На "ОБЖ" которым заменили начальную военную подготовку закрыв школьный тир на висячий замок. На дополнительные уроки музыки, на которых учительница - женщина средних лет соисложным характером и оттого незамужняя - фанатела от композитора Эдварда Грига и бесцеремонно безрезультатно пыталась навязать нам свои вкусы. Да, часы снятые с физики, астрономии, химии были протрачены на всякую ерунду впустую. Что было то было.

Во-вторых.В школьной реформе 1990-х виноваты само старшее поколение россиян.Вы бы поклялись что подготавливаемые специалисты - не против Запада. Что они не будут делать оружие для стран-изгоев. Что они не будут распродавать по всему миру "чувствительные технологии" всяким отщепенцам, изгоям и террористам. 
Западные страны радииснижения угрозы притормозилиитемпы подготовки будущих военных инженеров в потенциально враждебной стране. Благо что в самой России нашлись предатели, согласившиеся за недорого продать претворение в жизнь нужных управленческих решений.
Прекратить на уроках химии готовить миллионы выпускников, после небольшого до-обучения способных изготовить взрывчатку из алюминиевой пудры той что фонарные столбы красят и аммиачной селитры которой поля колхозники удобряют. 
Прекратить обучать массы стрельбе в школьном тире и киданию гранаты в ус ловный танк на школьном стадионе: чтобы в будущем если что, их можно было легче разгромить если мобилируют как в нынешних ДНР, ЛНР. 
Снижение часов физики приведёт к тому, что миллионы работяг не годны к работе на "ящиках" с которых бесплатно /под списываемые кредиты/ СССР поставлял горы оружия в третий мир.
Западные филантропы имели полное право заплатить в РФ предателям за нужные решения. Ведь не много и просили. Они создали новый мир, в котором обезопасили свои позиции сейчас за сущие копейки уплаченные нужным россиянам 30 лет назад. Их даже критиковать за это будет не объективным: была сделка, да неревноправная сделка, ну ведь по обоюдному согласию сторон.
И хочется предостеречь от огульного охаивания такого пути.Не сдадите позиций по-мирному, по-хорошему - тогда владельцы миропорядка всё равно добьются своего: пусть с более затратными издержками, так как действоватт будут по-плохому, главное что всё равно добьются ибо баланс сил в мире на стороне Западного мира.



[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 22/02/2022
Капиталистический принцип получения прибыли любой ценой исключает планирование как таковое...
------------
Моя мелкая и юная самка кота, месяцев девяти от роду, у которой еще пока межушный ганглий заместо мозга - и та постеснялась бы нести такую дичь.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 22/02/2022
Ну так это же Проатом, здесь можно. Впрочем, не только здесь. А другого уже и нет.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 24/02/2022
Тем временем, обсуждается тотальный запрет на продажу высокотехнологичной продукции в Россию Великобритания запретит экспорт высокотехнологичного оборудования в Россию в ответ на военную операцию на Украине.
Соответствующее заявление озвучил британский премьер-министр Борис Джонсон.ФАНБританское правительство уже сообщило о заморозке активов российского банка «ВТБ», Ростеха, Объединенной судостроительной корпорации и Объединенной авиастроительной корпорации.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2022
... запрет на продажу высокотехнологичной продукции в Россию ... Для инженера, из анализа докладов внешней техразведки, у англичан уже давно нет высокотехнологичной продукции, кроме бреда скрапалей и вранья они не могут уже ничего!!!А клоун "Боря" Джонсон вообще не от мира сего, болтун и агент играющий под америкосов.
В России на сегодня есть всё, чтобы развивать производство и самолётов, и инфраструктуры территорий, и т.д.Единственное что надо обязательно сделать, так это ликвидировать либералов предателей из структур власти на верху, и на местах.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 25/02/2022
Тем временем, "Эхо Москвы" сообшает: будет запрещена продажа в Россию всех САМОЛЁТОВ и комплектующих. 
В "Суперджете-100" две трети комплектующих иностранные, в том числе двигатели - французские  
Единственное что в штучных количествах после долгого "импортозамещения" сможет РФ производить - старые Ту-204. В них 4 пилота вместо двух на Западных, пилоту за вылет нельзя дать нормальную зарплату. В них выше расход топлива на пассажиро-километр и в разы ниже наработка часов до ремонта. Пассажиры будут летать в худших условиях за вдвое большую цену билета.

Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказала о европейских санкциях против России25 февраля 2022Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен рассказала о европейских санкциях против России. По ее словам, ЕС готовится ввести запрет на продажу российским авиакомпаниям всех самолетов и оборудования, а также ограничить доступ к полупроводниковым технологиям.«Мы ограничиваем для России доступ к важнейшим технологиям, которые необходимы в построении процветающего будущего, среди которых передовые полупроводниковые технологии», - заявила фон дер Ляйен.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 25/02/2022
Эвврроппа ох..еет, когда Путин перекроет поставки всех энергоносителей, а на тех, кто попытается наладить такие поставки вместо России, введет санкции (вплоть до физического уничтожения танкеров и сухогрузов). 
Вот тогда и рухнет эта "независимая" Эввррооппа и поползут на коленях по очереди разные канцлеры и президенты!
На войне - как на войне!


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 25/02/2022
будет запрещена продажа в Россию всех САМОЛЁТОВ и комплектующих. 
Правительство уже ввело запрет всем авиакомпаниям, хоть как-то связанным с Великобританией, полеты в пространстве России!
Это полный п.здец и так дышащим на ладан авиакомпаниям запАда! И хороший сигнал другим торопыжкам!
А вот китайские и сингапурские перевозчики уже радостно потирают руки, их конкуренты будут в ж.пе!
Ана "Бритиш эйруэйс" будет летать только "Рыжий Борька" с "Лизкой-танкисткой", нормальным пассажирам по новым ценам летать будет выгодно на сингапурских самаликах. Там, кстати, и сервис гораздо лучше!


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2022
Тем временем, люди говорят:"- У США и НАТО пока есть шанс сохранить за собой Украину если направят в небо Украины свои боевые самолёты-истребители сбивать российскую авиацию.
Нужно сделать бесполётную зону над Украиной а не только Польшей и Эстонией, Латвией, Литвой. "



[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2022
Все натовские самолёты, да и космические спутники можно за 10 минут вывести из строя системой РЭП, а именно, "пятнышком электромагнитного импульса". Тишина будет полная над всей Европой, мобильники и интернет, и американская спецсвязь сдохнут. А на счет микросхем, в России приступили уже к выпуску своих микросхем по всей линейке замещения, и они более устойчивы чем Интелл и АМД к высоковольтным импульсам. Подложка другая.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2022
Цитата: "космические спутники можно за 10 минут вывести из строя системой РЭП, а именно, "пятнышком электромагнитного импульса"."

Это клевета. Нет такого оружия.
Перед распадом СССР секретно пытались огромным мощным СО2-лазером с земли сбить "Шаттл". При высоте полёта 200 километров луч пройдя через атмосферу расползся на площадь в разы большую чем всё крыло "Шаттла". Экипаж только заметил подсветку, мощности чтобы прожечь поверхность - на порядки не хватало.

С тех пор проект лазера 30 лет как закрыт, ничего не осталось: даже металлолом сдали в переплавку. 

Что касается спутников:
У США тысячи спутников.
У России около 150 старых примитивных орбитальных аппаратов, многие наполовину неисправны. 

Самая тяжёлая ракета РФ - "Протон" - выводит максимум 23 тонны на низкую орбиту либо 3700 килограмм на геостационар. Способность снабжать радиационно-стойкими электронными запчастями и другие лимиты - остатки престарелых инженеров на "ящиках" - обуславливала, что в последние годы ДВЕ средне-тяжёлых /не тяжёлых по мировым меркам/ ракеты в год, то есть два "Протона" - это вся потребность военно-космических сил. А срок жизни спутника РФ невелик из-за устаревших решений. 

Кроме "Протона" есть только старая лёгкая ракета "Союз": 7 тонн на низкую орбиту либо одну тонну на высокую. Порядка 4 лёгких запусков спутников-шпионов в год всё что имеют военные РФ для выведения. 

В это время один только Илон Маск вывел свыше 2000 спутников. Они и роль лёгких развед-спутников играть могут, и передачу данных обеспечивают, и таранить ими врага можно если будет надо. 

В том и дело, что за 65 лет СССР и Россия вывели 2500 спутников но из-за их примитивного функционала и низкого срока жизни - большинство сошли с орбиты либо не отвечают на сигналы с Земли. У России лишь около 150 спутников исправны, из них 100 военные но  надёжность и функциональность в расчёте на килограмм массы - очень низкие. Так себе поделки, зачастую из контрафактных не предназначенных для Космоса комплектующих. С некачественной сборкой отчаявшимися голодными престарелыми инженерами с деградирующих "ящиков". 




[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 26/02/2022
Тем временем,Медведев завил, что Россия ответит на санкции арестом средств иностранцев и иностранных компаний26 февраля 2022Зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев пригрозил в ответ на санкции арестом средств иностранных компаний, ядерной гонкой, а также восстановлением смертной казни .Выводы:*Иностранным компаниям нужно быстрее выводить капитал иначе конфискуют;*Про "ядерную гонку" уже говорилось: у РФ тяжёлое положение по производству СРЕДСТВ ДОСТАВКИ. Давном анонсированные "шесть супер-оружий" промышленность сделать не смогла, даже прототипы, не говоря про серийное производство или тем более развёртывание в войсках, войсковых учений по применению - тем более не было. Нет ничего кроме ракет "Калибр" и переименованных Индийских ракет "Брамос". Причём даже для них носителей почти нет.*Наращивание числа ядерных боеголовок без оккупации Казахстана невозможно, у РФ нет своего природного урана. *Про смертную казнь вообще смешно: правительство РФ назло Западу будет казнить русских. По принципу: бей своих чтобы чужие боялись.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 27/02/2022
Евросоюз заморозит активы Центробанка России
В ночь на 27 февраля стало известно, что ЕС, США, Канада и Великобритания договорились ввести ряд ограничений в отношении Центробанка России. Согласно опубликованному заявлению Евросоюза и этих трех стран, они создадут "целевую группу" для того, чтобы обеспечить эффективное действие антироссийских санкций. "Мы договорились ввести ограничительные меры, которые не позволят Центробанку РФ использовать свои международные резервы таким образом, чтобы подорвать эффективность наших санкций", – сообщается в заявлении.Глава Еврокомиссии (ЕК) Урсула фон дер Ляйен заявила, что российским олигархам запретят использовать свои финансовые активы на рынках Запада. "Мы будем работать над тем, чтобы запретить российским олигархам использовать свои финансовые активы на наших рынках", – говорит глава ЕК. 



[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 27/02/2022
Тем временем,16 стран Европы закрыли своё воздушное пространство для полётов российской авиации. Но это полу-меры: нужно сбивание российских самолётов вторгающихся в Украинское воздушное пространство. 



[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 27/02/2022
https://news.mail.ru/economics/50231788/?frommail=1

Тайваньский производитель полупроводников Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) прекратил поставки своей продукции в Россию, передает Центральное информационное агентство Тайваня (CNA).
«TSMC полностью прекратила поставки в Россию и ее поставщикам, тщательно изучив санкции для обеспечения их полного соблюдения», — передает агентство со ссылкой на источники.Агентство со ссылкой на источник также сообщает, что TSMC остановил производство разработанных в России компьютерных процессоров марки «Эльбрус».



[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 08/03/2022
Опоздали западники!!! Всё, что производит Тайвань уже на коню скупил Китай! И теперь он распродаёт со своей выгодой всем, в т.ч. и России и Штатам.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 27/02/2022
Тем временем,
в Украине уничтожен советский самый тяжёлый в мире самолёт "Мрия" Ан-225.
Самолёт существовал в двух экземплярах: один уничтоженный и второй недостроенный.

"Мрия" создавалась для перевозки между заводом и космодромом "Бурана" и лёгких баков водород-кислородной сверхтяжёлой ракеты "Энергия", превышавших железнодорожный габарит. Под железнодорожный габарит сделаны все мосты, туннели, контактная сеть, в связи с чем баки больших ракет невозможно доставить с завода на космодром никаким иным способом.

В то же время, вариант использующийся в США, когда ракеты изготавливаются заводом прямо на космодроме и провозятся 5  -10 километров самоходной платформой до стартовой позиции, в России повторить невозможно: из-за нищих зарплат инженеров не имеющих личных автомобилей, из-за тяжёлых природно-климатических условий на космодромах далёких от больших городов, из-за отсутствия исторического положительного опыта.   

Восстановление старого либо достройка нового Ан-225, создававшегося для серьёзных дел в Космосе - потребует свыше 5 лет времени и 3 миллиарда долларов денег.

Потомки оказались дегенерировавшими - то есть произошёл регресс в уровне развития поколений - и недостойными наследниками тех конструкторско-промышленных организаций которые "Мрию" в прошлом поколении создали с нуля. Потомки сначала первые 30 лет кое-как эксплуатировали готовое изделие, а в итоге теперь даже сохранить готовое не смогли. Рекордный самолёт не достанется теперь никому.




[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 05/03/2022
На Западе всех русских аспирантов и студентов выгнали, закрыли для русских доступ к отчетам по научным исследованиям в библиотеках ВУЗов, выгнали русских сотрудников с  фирм атомной и космической отрасли, на уровне правительств раскрутили русофобию, ввели санкции на важные для России отрасли: авиация, космос, атомпром, электроника и т.д. Россия и наши идеи в атомной отрасли смогут развиваться и без Запада, где нет даже идей, как создавать действительно безопасные атомные реакторы. Они даже ядерный двигатель для гиперзвуковой ракеты никак не сделают, уже 4-ый пуск взрывается двигатель. В этой связи, открытую публикацию идей конструирования безопасных атомных физико-энергетических установок не следует делать. Запад делает железный занавес. На кафедрах российских ВУЗов вернут закрытые специальности, в т.ч. по атомной отрасли. В дальнейшем я не буду публиковать свои идеи по «Ядерной батарейке» и др. разработкам, а тем более учебных пособий, как конструировать «атомные двигатели». Виноградов А.А. 


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 05/03/2022
Виноградов, вы как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла. Для пущего эффекта можете выстрелить себе в ногу. А идеи свои можете обсуждать на кухне с женой. Да и то вопрос – есть ли они, идеи? Чтобы их обсуждать, их надо сформулировать и донести до почтеной публики. В режимных журналах, в которых вы надеетесь публиковать, всего три читателя: редактор, корректор и вы сами. Дерзайте.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 06/03/2022
... донести до почтеной публики...
Это кого вы имеете ввиду "почтенной"? О. Шольца, что ли? Или ещё какого то националиста из ЕС и США?Езжайте и убедитесь сами, там нет достойных и знающих физику, термодинамику и пр. науки конструкторов и инженеров!!! Одни менеджеры тупые.В Вестенгауз, например, всё держалось на выходцах из России, а сейчас над ними издеваются. В Канаде тоже маразм.Во Франции вообще нет никаких новых идей, а, следовательно, и разработок. Можете связаться с нашим человеком там, напишите свой эл. адрес или телефон, пришлю визитку его.
Виноградов А.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 06/03/2022
Господин или товарищ Виноградов (как вам будет удобней), источник литературы  указанный под номером [4] не существует. Уточните, что имели в виду.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 08/03/2022
Тем временем,россияне начали запасаться продуктами питания. Кто победнее - складирубт дома про запас только крупы. Кто побогаче - вдобавок консервы: рыбные, мясные, фруктовые компоты. 
Сегодня Макдональдс объявил о закрытии всех своих 850 ресторанов в России на неопределённое время. Без работы остались 62 тысячи русских сотрудников что само по себе равно 0,1% всей рабочей силы РФ. Причём это работники, которые работали в комфортных условиях и оплачивались хорошо. Сверх того: сотни локальных поставщиков и партнеров остались без заказов. 


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 11/03/2022
Все ресторанчики национализировать надо, и поставить директором владельца немецкой сети Мак.., которую в Германии запретили.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 11/03/2022
===...Все ресторанчики национализировать...=== – Не помнишь как в социализме рестораны работали? В то время официанты клиентов за людей не считали. Ассортимент был говно. Тараканы в блюде – обычное дело. Сегодня за клиента идет борьба, ибо конкуренция. Выбор в любом ресторане широчайший, условия комфортные. Потому что частник заинтересован в развитии. Когда вы, сторонники плановой экономики и уравниловки, наконец, пере...?


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 13/03/2022
Тараканы в блюде – обычное дело....
Видимо ты сам таракан! В СССР ресторан, так ресторан был,а не забегаловка Макдональс с тошниловкой для гастрита.В Германии и то закрыли эту муть!



[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2022
Все ресторанчики национализировать надо, и поставить директором владельца немецкой сети ... 
Да, так и надо! И по ТВ уже показали владельца Сети Мак..в России, который уже всему научился и будет развивать в России национализированную сеть Мак.  И будут русские бульоны, и пирожки, и живые антрекоты, и т.п. А не рубленная из какого мяса тоненькая котлетка с фиговым листочком для красоты... И булочка будет не надувная на немецких говённых разрыхлителях, а наша, как была за 7 коп. натуральная булка с прорезью. Показали будущего управленца, на вид вроде наш русский мужик, без западных прибамбасов.Повар Мак...


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 15/03/2022
То, что Минобрнауки принял ответные санкции в отношение выгнанных наших аспирантов и студентов из западных ВУЗов, это правильно. Незачем сотрудничать с западом в области науки и перспективных разработок, идей и т.п. под их музыку, т.е. в одни ворота. От них ничего толкового и по сути, и по факту нет! И свои отчёты они засекретили.Я считаю, и согласно Российскому законодательству, имею право определять гриф секретности публикуемых материалов, что нужно закрыть те идеи и разработки, которые уж очень перспективны. Надо смотреть на 10 лет вперёд, и предлагать сегодня то, что будет востребовано завтра.Слушать либералов проамериканцев не следует, это вред для России. За последние 1-2 года на ПроАтоме только и пищат, и лают, такие гадёныши, буд-то других мест нет, пишите вон на американский сайт. По существу поставленных мною вопросов комментариев практически нет, значит, знающие дело, а их согласно количеству прочтений статьи более 1500 чел, просто молчат, поскольку пункты концепции их удовлетворяют. Этот же вывод получен из прямых контактов с гл. конструкторами некоторых КБ отрасли.  Виноградов А.А.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 17/03/2022
            В условиях поголовных санкций со стороны запада в отношении России, я считаю надо оставить «ниточку» для связи с людьми среди наших друзей, которых интересуют новые идеи и технические решения в атомной отрасли России и в Мире.             Для русских и китайских аспирантов, инженеров и конструкторов, которых интересуют идеи, технические решения и конструкции для создания безопасных атомных реакторов, атомных физико-энергетических установок для флота, космоса и производства электроэнергии, предлагаю выходить прямо на мой адрес электронной почты, который укажу ниже. Shin Sun [chinocean@yandex.ru]             Г-н Shin Sun, после регистрации Вас в системе Яндекс в России и у него в «спец. журнале» защиты от фишинга и т.п., будет сообщать мне Ваши пожелания, а также будет рассылать на Ваши адреса публикации по моим новым идеям и разработкам.             На сайте ПроАтом я продолжу публиковать открытые материалы, на которые получу разрешения. Число прочитавших мою статью «О пособии для студентов. Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» составило уже 3106 человек.             Ваш Виноградов А.А. - гл. конструктор проектов новой техники для флота, космоса и гражданских объектов.  


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 17/03/2022
Уважаемый г-н Виноградов. Могли бы вы сообщить о ваших разработках, реально реализованных в железе и опробованных на практике? Вот вы тянете нас в Китай, а как относитесь к тому, что рядом в атомной отрасли Украины работают наши с вами однокашники, наши друзья и коллеги? Сегодня многие из них потеряли родственников, близких, жилища. 
Китайцы рассматривают нас (с помощью вашего Shin Sun) как бесплатный источник идей, разработок. Понимаю, вы у них на подряде. Ваш "спец. журнал" – это провокация, попытка высосать из России через наивных русских ученых последние затерявшиеся идеи. По-моему, поскольку прикрыли возможность российским ученым публиковаться в реферируемых журналах, вполне можно сделать тутошний журнал "Атомная стратегия" тем самым реферируемым журналом, который даст возможность публиковать научные статьи. Без всяких китайцев (не ко сну будь сказанных). Нужна только добрая воля редакции.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2022
А что так! Вы же не подписались под своими строками А что можно публиковать, а что нельзя определено федеральным законом. Российские ученые должны знать это!!!В США есть такой закон COCOM и др. огранечения.
Все международные контакты проводятся от имени государства, а КБ или НИИ это уже вторично. А если автор публикации все делает по своему усмотрению, то это уже уголовное дело.Виноградов А.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 18/03/2022
Ув. Виноградов, вы мечтатель в хорошем смысле слова. Уважаю людей беспокойных, ищущих. Ваши разработки, которые вы держите в тайне, Росатому не интересны. Иначе бы они давно прикупили бы их. Недавно была конференция по малым реакторам, что-то я не видел там вашего доклада. Может быть ваши проекты – такие же мультики, которые нам демонстрировал Путин?


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2022
Печальный итог 30 лет либерального монетаризмаТем не менее на сегодняшний день ситуация в экономике, мягко говоря, далека от идеальной. Усилиями системных либералов национальное хозяйство так и не получило импульсы к развитию, в особенности – высокотехнологичные сферы и индустрия. Промышленное производство в обрабатывающих отраслях к 2020 году, по сравнению с 1991-м, в России выросло на 5,2%, в Турции – на 296,3%, в Индонезии – на 288,9%, в Южной Корее – на 404,1%. Доля занятых в обрабатывающей промышленности упала с 24,9% до 14,3%. Сейчас в индустрии занято существенно меньше рабочих, чем в Германии (18,9%) или Чехии (27,4%). Экспорт продукции обрабатывающих производств в ценах 2020 года вырос крайне незначительно за 30 лет – с 44,2 до 70,7 миллиарда долларов. Соответствующий показатель крохотной Чехии сейчас выше в 2,5 раза, островной Японии – в 8 раз, ещё совсем недавно отсталого и полуголодного Китая – в 34 раза.


[ Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2022
В России каждый ввод в эксплуатацию блока АЭС с ВВЭР-2006/ТОИ приводит к удорожанию тарифа за электроэнергию на 1 руб. за 1 кВт*час. В Московской области тариф вырос до 5,93 руб. за 1 кВт*час. Бизнес и пенсионеров систематически уничтожают этим тарифом. Кто виноват: г-н Асмолов, советник и глава НТС в ГК РОСАТОМ. 


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2022
"В России каждый ввод в эксплуатацию блока АЭС с ВВЭР-2006/ТОИ" -ну и где эти блоки в России введены?


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 19/03/2022
В 2000 году Россия была в составе 8-ки самых развитых стран. В 2022 году Россию поддерживают Эритрея, Северная Корея, Белоруссия и Сирия. Все остальные страны нас ненавидят. Таков итог нашей внешней и внутренней политики. 


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2022
" Таков итог нашей внешней и внутренней политики. 
" -это итог трусости и продажности большинства стран из котрых США строят себе щит. Если что произойдет, то эти страны станут "трупами", пушечным мясом. Они только для этой функции и используются, особенно в Европе. 


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2022
=====...это итог трусости....=== ––– ну, конечно, если у вас нет друзей, если с вами не хотят иметь дело контрагенты–бизнесмены, то это следствие их трусости, а не ваши личные подлые качества. 


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2022
"не хотят иметь дело контрагенты–бизнесмены" - они-то хотят, но им не велят их хозяева.А что тут молчали некоторые, которые сейчас широко рот открывают, когда 8 лет Украина долбала снарядамиДонбас и Луганск? Сигнала не было от хозяина, а теперь дали сигнал. Тявкайте, тявкайте дальше.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 20/03/2022
...тявкайте дальше... – а кто нас звал в Луганскую и в Донбас? Это часть суверенной страны. Представьте, японцы завтра займут Курилы, вы уговоры будете им писать? Нормально, если начнете военные действия. Так и хохлы, бомбили для возврата своей законной территории. А сейчас, вообще, творится полный шабаш. Нам не отмыться из-за этого десятки лет. И это при том, что есть риск потерять Сибирь и Дальний Восток, которые не осваиваются. 


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2022
"а кто нас звал в Луганскую и в Донбас?"  - нас-то как раз позвал Луганск и Донбас. Они не являются никакой частью суверенной страны, это независимые государства, мы их признали и заключили договор о взаимопомощи.
"Так и хохлы, бомбили для возврата своей законной территории" - бомбили своих же, бомбили мирное население. 
Японцы остались без Курилл после войны, в результате капитуляции. Это ждет и Украину, мало что от нее останется после капитуляции, может даже и названия не останется.



[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2022
По его мнению (польский министр Глиньский), страны ЕС не захотят сражаться в случае потенциального расширения конфликта. «Потому что даже если у вас есть оружие, технологии, вы можете быть очень слабыми, если не способны пожертвовать своей жизнью, защитить свои ценности, свою семью, свой народ», — сказал он.Никто из Европы сражаться за Украину не будет, также никто из Европы не будет сражаться ни за какую- то другую страну, да и сама за себя Европа сражаться не будет. Тем более против нас. Куча примеров, от Наполеона до Гитлера, показывает, что все это кончается капитуляцией.


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2022
Ну что с нациком спорить, фашист от Бендеры, он и есть фашист. Ликвидация его и его отпрысков - самое надёжное для не повторения национализма в будущем. Адрес с какого этот нацик вошел в интернет уже сасекли, и его ф.и.о. и домашний адрес уже определяют. Всё нормалёк!!!


[
Ответить на это ]


Re: О пособии для студентов «Конструирование ядерных реакторов в 21-ом веке» (Всего: 0)
от Гость на 21/03/2022
"Ну что с нациком спорить, фашист от Бендеры, он и есть фашист," -совершенно правы, спорить с такими бесполезно, они историю знают только за текущий день, вот и приходится немного напомнить то, что было, хотя вероятность понять это у него чрезвычайно мала. По поводу того, что с такими делать - будет решать суд, у нас все-таки правовое государство, а не "Европа", а вот отпрысков их надо будет попытаться перевоспитать, мы же все-таки не садисты, как в "Европе" и в нынешней, правдв, не во всей, Украине. Правильно отмечают, что их бесит в нас то, что мы к ним, за исключением нацистов,  не имеем какой-то враждебности, ненависти. Какая может быть враждебность и ненависть к ограниченным, не понимающим того, что они сами делают, людям. Это их беда, им лечиться надо, как наркоманам и алкашам, а не брать пример с  наркомана-артиста и, по совместительству, их президента. Все-таки есть какая-то вероятность, как показывает опыт медицины, в лечении наркомании, так и здесь это, вероятно?, возможно. А подобным же нацикам надо понять, что все они, это действительно так, на "карандаше" и вся остальная их жизнь - ждать справедливого возмездия, но, опять же повторюсь, в результате суда, у нас все-таки правовое государство, а не "Европа", где все делается по голосу США.



[
Ответить на это ]






Информационное агентство «ПРоАтом», Санкт-Петербург. Тел.:+7(921)9589004
E-mail: info@proatom.ru, webmaster@proatom.ru. Разрешение на перепечатку.
За содержание публикуемых в журнале информационных и рекламных материалов ответственность несут авторы. Редакция предоставляет возможность высказаться по существу, однако имеет свое представление о проблемах, которое не всегда совпадает с мнением авторов Открытие страницы: 0.13 секунды
Рейтинг@Mail.ru